'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 4
  4. Научная статья № 110

Просмотры  19 просмотров

Марухин А.П., Брюхачев Е.Н.

  


СПОРТ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАНДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается изображение спорта и спортивных игр в средневековой исландской литературе, в частности – в сагах. Цель – раскрытие представлений о спорте в древности и изучение спортивных сцен как приёма в литературе.   

Ключевые слова:
исландские саги, спорт в литературе, Исландия   


Сюжеты, включающие спортивные соревнования, встречаются в литературе повсеместно в силу способности таких сюжетов вызывать специфические эмоции. Спортивные игры в реальной жизни имеют определённую эстетическую и эмоциональную окраску, потому их описание используется в художественной литературе как приём для решения творческих задач – к примеру, для раскрытия элементов характера персонажа или для создания драматических ситуаций. Также объяснить присутствие сцен спортивных игр в литературе можно банальной распространённостью и важностью спорта для общества. В этой статье будет приведён краткий анализ роли спорта в исландских сагах.Для начала стоит разобрать в общем виде, что такое исландские саги, как они создавались, их исторический контекст, о чём они рассказывают и каков их литературный стиль и специфика. Затем можно рассмотреть примеры использования спортивных игр как приёма в данных произведениях. Исландцы того времени воспринимали литературные произведения не совсем так, как мы в современности, поэтому анализ в отрыве от истории не имеет смысла.Исландские саги или саги об исландцах – это анонимные прозаические произведения, записанные в XIII-XIV вв. и повествующие о событиях времён заселения Исландии – рубеж X и XI вв. Саги могут рассказывать как об одном герое, так и о целом роде. Происхождение саг является сложным дискуссионным вопросом, хотя авторы писанных сводов нам, как правило, известны. В основе писанных саг лежит устное народное творчество тысячелетней давности, из-за чего сложно выяснить происхождение литературной формы и приёмов. С точностью можно утверждать только то, что значительную роль в создании саг играл именно локальный исландский контекст, сильно отличающийся от континентально-европейского.Главная тема почти всех исландских саг — это сюжеты о семейных тяжбах и мести. Отечественный филолог-скандинавист М. И. Стеблин-Каменский ёмко сформулировал сюжетную формулу саг: исландцам были интересны события реальной жизни, и главным событием для них всегда были распри. Это обуславливается особенностями государственного строя Исландии.Исландия в период создания саг — это уникальный для Европы случай – на острове не было центрального правительства, единого суда и армии. Главными органами в Исландии были Тинг, народное собрание, в котором участвовали все свободные люди, и Алтинг, всенародное собрание, где население Исландии представляли выборные вожди (исл. Goðis). Существовал более-менее единый свод законов, основанный на обычном праве и редактируемый единственным на территории Исландии чиновником – законоговорителем (исл. Lögsögumaður). Из-за отсутствия центрального правительства процедуры судопроизводства, сыска и наказания преступников осуществлялись локальным авторитетом либо вообще в незаконном порядке. Из-за этого распри занимали очень важное место в жизни исландцев.Исландская литература отражала эту особенность. Например, «Сага об Эгиле» повествует в том числе о тяжбе с норвежским конунгом, а в «Саге о Гисли» главный герой мстит за шурина.Последнее, что стоит уточнить перед тем, как перейти непосредственно к анализу спортивных сцен – реалистичность саг. Стиль древнеисландской литературы можно описать как эдакий средневековый реализм. Описываются только непосредственно происходящие события, а описание внутренних переживаний персонажей встречается редко. Сюжеты и действующие лица либо основаны напрямую на реальных событиях, либо ими вдохновлены. Текст исландских саг достаточно сухой, почти лишённый иносказания, при этом отличающийся использованием паттернов. Например, при представлении нового персонажа это делается чётко по шаблону: «жил человек с таким-то именем, в такой-то местности, он был сыном тому, братом тому…».Норвежский историк Александр Бугге приводит в пример разницу в стиле двух авторов сводов скандинавской литературы – исландца Снорри Стурлусона и датчанина Саксона Грамматика. Даже когда они записывают одну и ту же историю, Саксон Грамматик вкладывает некоторую мораль и зачастую внедряет в произведение христианскую перспективу, в то время как Снорри Стурлусон пишет более конкретно и не даёт оценки происходящему.Разобравшись с тем, что такое исландские саги, можно перейти к анализу спортивных сюжетов.Чаще всего в сагах встречается описание спортивной игры «Knattleikr», дословно «игра с мячом». Вопрос о правилах игры остаётся дискуссионным, потому что основные свидетельства о них мы получаем как раз из саг. Можно с уверенностью говорить о следующем: это игра минимум с одним мячом небольшого размера, сделанным из кожи или дерева; поле для игры так или иначе ограничено, но точного размера мы не знаем; зимой игра проходила на льду, летом - на любом ровном поле; игры могли быть как один-на-один, так и командными; в игре использовалась бита или клюшка с длинной рукояткой и сеткой, но характеристики спортивного инвентаря не сильно регулировались; в игре участвовали игроки с клюшками и без клюшек, но правил распределения, видимо, не было – спортивный инвентарь был собственностью самих игроков. Стеблин-Каменский сравнивает эту игру с лаптой, а западные исследователи отмечают сходство с лякроссом. Помимо схожести правил «Knattleikr» с последней, обе игры достаточно травматичны, но в «Knattleikr», судя по описанию из саг, играли очень твёрдым мячом, без защитного снаряжения и иногда игры переходили попросту в побоища.Яркий пример игры в «Knattleikr» можно найти в «Саге об Эгиле» в 40-й главе. Эгиль, которому на тот момент в повествовании было семь лет, описывается как очень вспыльчивый ребёнок, что характерно для многих персонажей саг. Данная черта характера Эгиля раскрывается в ходе игры, где он выступает против Грима, мальчика одиннадцати лет и «очень сильного по своему возрасту». Эгиль проигрывает Гриму, из-за чего выходит из себя и пытается поколотить его своей битой, но Грим в итоге побеждает в драке. Эгиль решает отомстить Гриму и берёт у друга топор, который всаживает Гриму глубоко в голову. В результате происходит битва, в ходе которой убивают ещё семь человек.В другой раз, когда Эгилю было двенадцать, он играл в мяч с другом, Тордом, против своего отца, Скалагрима. Во время игры Скалагрим схватил Торда и «так швырнул его оземь, что переломал у него все члены, и тот сразу же умер», а затем схватил самого Эгиля, но того спасла служанка.Схожий сюжет был и в 15-й главе в «Саге о Греттире», где главный герой, будучи подростком, сталкивается в игре в мяч с Аудуном, который на несколько лет старше него. Греттиру кажется, что Аудун издевается над ним, поэтому он кидает мяч в Аудуна, рассекая тому лоб (одно из свидетельств тому, что мяч делали из твёрдого материала). После этого начинается драка, в которой Аудун пытается ударить Греттира битой. В отличие от первого примера, в этот раз ситуация заканчивается примирением.Указанные фрагменты хорошо отражают использование Knattleikr как литературного приёма в сагах. Спортивные игры даже в современности могут быть поводом для потасовок, а тем более вероятен такой сюжет в действительно жестоком скандинавском обществе Эпохи Викингов, где от каждого свободного мужчины ждали участия в военных походах. Потенциальной аудитории саг были интересны истории о жестоких вспыльчивых людях, и игры выступают как способ показать такие черты характера персонажа. Помимо этого, данные сцены важны и для повествования. В «Саге об Эгиле» - для раскрытия отношений Эгиля с отцом, в «Саге о Греттире» - Греттира с Аудуном.Ситуации, связанные с играми, в сагах часто сопряжены с насилием и выделяются даже на фоне континентальной европейской литературы того времени. Однако, эти сцены повествуют в том числе и о мирных аспектах жизни. Игры всегда были видом социального взаимодействия и способом знакомств. В указанных выше фрагментах так же говорится, что на подобные мероприятия собирались люди со всей округи. Как пример более мирных игр можно привести сюжет из «Саги о людях из Лаксдаля», где Кьяртан, один из основных персонажей, сходится с Хревной. На этих играх никого не убили.Другим спортивных мероприятием, описанным в сагах, является «Hestavíg», дословно «битва коней». Вероятно, смысл этого соревнования был в том, чтобы выявить более здорового и сильного жеребца для разведения, но в этом мероприятии так же участвовали и люди, которые подначивали жеребцов. Иногда в разгаре лошадиной битвы бой начинался и между этими людьми. Видимо, для зрителей была важна и битва коней, и битва людей. Так же от исхода битвы зависел престиж участников.Пример можно найти в 59-й главе «Саги о Ньяле». В битве участвуют два жеребца – один принадлежит Гуннару, другой – Торгейру и Колю. «Тут Торгейр и Коль решили ударить своего коня так, чтобы тот толкнул коня Гуннара, и посмотреть, не упадет ли Гуннар… Но Гуннар заставил своего коня рвануться навстречу, и Торгейр и Коль упали навзничь, а их конь поверх них». В итоге происходит побоище и одного из коней приходится дабить. Этот эпизод служит в том числе и для того, чтобы ввести в повествование персонажей (Торгейр и его отец), с которыми в дальнейшем у Гуннара будет распря.Исходя из данного описания видно, что это соревнование демонстрирует силу и сноровку не только коней. Даже если дело не доходит до драки, участникам приходится иметь дело с конями, которые в среднем весят в десять раз больше человека. Исландскую битву коней можно в некоторой степени сравнить с испанской корридой. Хотя замысел несколько разный, заметны схожие элементы – даже в указанном выше сюжете «На Гуннаре была красная одежда», что несколько роднит его с матадором.В сагах встречаются описания и других спортивных соревнований. К примеру, в уже упомянутой «Саге о людях из Лаксдаля» Кьяртан так же участвует в соревнованиях по плаванию. А в «Саге о Греттире» в 70-й главе персонаж по имени Торбьёрн Крючок играет в игру «hnefatafl» - настольную игру наподобие шашек. Мачехе Торбьёрна не нравится, как тот играет, поэтому она ругается на него и нечаянно выбивает ему глаз игральной фигурой, за что Торбьёрн «избил (её) немилосердно, так что она слегла и вскоре умерла от этого». Отсюда видно, что любой спорт в сагах мог быть связан с насилием.В заключение можно привести краткий анализ. Оценивать средневековую литературу, основанную на устном народном творчестве, при помощи современных понятий не совсем целесообразно. В данном анализе важно то, что читатели или слушатели в то время, вероятно, не разделяли художественный вымысел и правду. Можно представить, как бы мы воспринимали классическую русскую литературу, если бы считали всех персонажей и события реальными, тем более что произведения отечественного реализма как раз отличаются правдоподобностью. Возможно, так исландцы относились к сагам. Имея сказанное в виду, можно попытаться дать скромную оценку сюжетам о спорте.Для начала, очевидно, что представления средневековых исландцев о спорте далеки от современных теорий спортивной эстетики и физического здоровья. Даже учитывая возможные художественные преувеличения, спорт в Исландии был достаточно опасным и даже экстремальным, что объясняется конкурентным и воинственным менталитетом северян.В современном спорте есть разграничение между насильственными и ненасильственными дисциплинами. Мы понимаем, например, что драка во время теннисного турнира неприемлема. Исландцы времён саг такого разграничения не проводят – для них правила игры не так важны, основной целью игр является демонстрация силы и мужества.В сагах спортивные сцены используются как раз по этим причинам. Игра демонстрирует личностные и физические качества героя, а также предоставляет удобный способ для введения новых действующих лиц, для развития сюжета уже известных персонажей и при этом сама ситуация обладает своим драматизмом в силу особенностей спортивных игр и их специфики в исландском обществе.Последнее, что стоит сказать – спортивные игры упоминаются почти что в каждой саге. В современной литературе спорт используется как отдельный стилистический приём для выделения отдельных характеристик персонажа, либо же всё произведение посвящено спорту. В сагах же спорт является частью жизни почти любого персонажа и, вероятно, любого исландца в то время.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Марухин А.П., Брюхачев Е.Н. СПОРТ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАНДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 655 - 662. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17459 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17459



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.