'
Савченко Е.А., Дмитриева А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием и формированием компетенций руководителя учреждений культуры, а также технологии, используемые в высшей школе для реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова:
компетенции, система образования, высшая школа, высшее образование
В связи с возрастающей ролью компетентностного подхода в управлении организациями и внедрением профессиональных стандартов, возникает необходимость обратить внимание на компетенции руководителей учреждений культуры. Ведь перед учреждениями сферы культуры стоит масса важных и масштабных задач, реализация которых во многом зависит от руководителей учреждений культуры.Профессиональный стандарт в отношении руководителей учреждений культуры находится на стадии разработки. Но необходимость формирования компетенций руководителей учреждений культуры, существует уже сегодня.Когда мы говорим о компетенциях руководителя, мы подразумеваем не просто знания, умения и навыки необходимые для выполнения трудовых функций, так же мы говорим и о способностях человека, которые обеспечивают конкурентное преимущество организации. В связи с этим важным вопросом является поиск путей формирования этих компетенций, а также роль высшей школы в развитии и формировании компетенций руководителя учреждений культуры.В обязанности руководителя входит организация всей работы учреждения культуры, руководство творческой, производственной и финансово – экономической деятельностью. В связи с этим руководитель учреждения культуры — это должность, совмещающая в себе с одной стороны профессиональные навыки руководителя, такие как знание законодательства, порядок заключения и исполнения договоров, перспективы технического, экономического и социального развития организации и пр. С другой стороны, умение работать с целями и ценностями учреждения, умение эффективно организовывать собственное время и время сотрудников учреждения.Учитывая специфику работы учреждений сферы культуры можно выделить следующие компетенции необходимые для эффективного выполнения трудовых функций руководителя:- способность к неординарному мышлению и поиску новых идей.- способность формировать творческую группу и организовать.слаженную работу.- навыки планирования творческого роста коллектива.- разработка новых проектов.- обширные знания в области культуры и искусства.Перечисленные виды компетенций являются наиболее сложными, так как нет однозначного ответа о том, каким образом необходимо их развивать и оценивать. В соответствии с требованиями единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих руководитель учреждения культуры должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое или техническое).Система образования в сфере культуры и искусства предполагает непрерывное, многоступенчатое образование, которое начинается в детстве и завершается в высших учебных заведениях. Важно отметить, что в подобной многоступенчатой системе явный акцент при обучении делается на развитие знаний и навыков, касающихся достаточно узкой сферы деятельности, например, музыка или театр. Формируются общекультурные компетенции. При этом необходимые для руководителя знания экономики, права, основ управления и многие другие знания, и навыки не развиваются. Подобный подход в образовании позволяет нам сделать вывод, что необходимые компетенции для осуществления творческой деятельности формируются на протяжении практически всей жизни и могут быть развиты достаточно хорошо, но для руководителя учреждений культуры одних знаний в области культуры и искусства недостаточно. Высшее профессиональное образование в сфере экономики или юриспруденции не предполагает наличие у обучаемого специальной подготовки. В связи с этим все необходимые компетенции должны быть сформированы в рамках обучения в высшей школе.Система высшего образования имеет два уровня. Первый уровень – бакалавриат. Как правило, уровень образования бакалавриата предполагает в большей степени развитие теоретических знаний в той или иной области, развитие у студентов навыка самостоятельного поиска информации, умение анализировать, рассуждать, работать в команде.Второй уровень обучения - магистратура. Он направлен на углубление и применение имеющихся знаний и навыков на практике, навык принятия решений, основываясь, не только на знаниях теории, но и на личном опыте. Так же в последнее время активно стали использоваться различные программы дополнительного образования и повышения квалификации на базе высших учебных заведений.В числе технологий, которые позволяют развивать необходимые для руководителя учреждений культуры компетенции, используются в высшей школе кейс - технологии. «Кейс» - от англ. «case» - «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» - означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас» [1]. В процессе решения конкретной ситуации студенты используют свой опыт и полученные знания, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующего обучения или практической деятельности.Наряду с кейс – технологиями существуют и другие. Такие как: дискуссии, игры, тренинги, проектные методы и др. Игры делятся на три основных вида: ролевые, деловые и организационно – деятельностные игры. Так же существуют порождающие игры, которые могут быть использованы как для обучения, так и для оценки компетенций сотрудников. Порождающие игрыразрабатываются индивидуально для каждой организации. Тренинг – это комплекс упражнений и игр, который чаще всего направлен на социально – психологическое развитие личности. Метод проектов и многие другие. Важно отметить, что каждый из приведенных выше методов обучения направлен на развитие именно компетенций, имеет не только саму технологию обучения, но и критерии оценки.Можно отметить, что с развитием компетентностного подхода и внедрением профессиональных стандартов меняется и система высшего образования. Современные учебные заведения формируют не только базу теоретических знаний и необходимых навыков, но развивают коммуникативные, общекультурные, творческие и лидерские компетенции.В связи с тем, что круг необходимых компетенций для руководителя учреждения культуры очень широк, возникает необходимость и самостоятельного развития. Помимо высших учебных заведений, компетенции руководителя учреждений культуры формируются и благодаря самостоятельному обучению и развитию своих собственных компетенций. К способам самостоятельного обучения можно отнести посещение тематических форумов, чтение профессиональных журналов, регулярный поиск и анализ информации о новшествах в законодательстве или открытиях в той, или иной области, а также практическая деятельность в сфере культуры и искусства, которая позволяет приобретать необходимый опыт.Подводя итог, отметим, что формирование компетенций руководителя учреждений культуры сложный процесс, требующий системы и непрерывного обучения, включающий в себя, как формирование морально – этических ценностей, так и глубоких знаний в области права, экономики и культуры, умение работать в команде, принимать решения, способность нести ответственность за команду и делегировать полномочия. В формировании этих и многих других компетенций важную роль занимает высшая школа. Высшие учебные заведения активно занимаются поиском и совершенствованием форм и методов обучения нацеленных на развитие компетенций.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4
Ссылка для цитирования:
Савченко Е.А., Дмитриева А.В. ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 711 - 716. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17467 (дата обращения: 09.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*