'
Савченко Е.А., Павлова О.А.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *
Аннотация:
сфера культуры играет существенную роль в социально-экономическом развитии как регионов, так и всей страны. При этом, такая сложная система как сфера культуры требует соответствующей организационной структуры управления и эффективной управленческой деятельности. Между тем, в настоящее время требуется иной подход к управлению сферой культуры, основанный на научных исследованиях в новых экономических условиях, учитывающий активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития.
Ключевые слова:
управление, структура управления, социально-экономическое развитие
В современных условиях культура всё более зависит от состояния экономики, интенсивности и результативности ее развития. Расчет на тотальное финансирование государством сферы культуры себя уже давно не оправдывает. Включенность учреждений культуры в рыночные процессы требует иных взаимоотношений и с государством, и с потребителем.В практической деятельности всё более утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, основанные на рыночных принципах самоокупаемости и самофинансирования. С одной стороны, это развивает предприимчивость иинициативу в интересах потребителей культуры, с другой – создаются условия для поиска ресурсов функционирования и развития учреждений культуры. Однако культура не может быть полностью переведена на самообеспечение и дело здесь не только в экономической стороне вопроса.Существуют социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены в Конституции Российской Федерации. Перевод на полное самообеспечение всех учреждений культуры лишит возможности удовлетворять культурные потребности значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой линии учреждений культуры должна иметь система социальных гарантий. Рыночная экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной и культурной жизни граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.Тем не менее, в современных рыночных условиях учреждениям культуры необходимо научиться изыскивать новые ресурсы функционирования и развития.В рамках данной проблемы было проведено исследование, объектом которого выступил учреждение культуры Московской области ДК «Юровский» филиал МУК ДК «Гжелка» в условиях рынка.Основными тематическими блоками явились вопросы, касающиеся проблем учреждения культуры, бюджетных и внебюджетных источников финансирования.Ключевая проблема, которую отмечает руководство учреждения – это дефицит финансов по всем направлениям. Следствием нехватки финансовых средств, являются низкие заработные платы сотрудников учреждения культуры, высокие показатели износа материально-технической базы учреждения, низкий темп обновления оборудования, финансирования программ развития и многие другие проблемы.Анализируя, можно прийти к выводу, что образ «просящей» культуры – все еще довольно сильный стереотип. Безусловно, учреждения культуры играют важную роль в жизни общества и социализации человека, и оставлять их без государственной поддержки, видимо, нельзя. Однако сохранение сильных патерналистских настроений учреждений культуры в недалеком будущем может привести к иной проблеме: крупные преуспевающие учреждения культуры, способные обеспечить себя самостоятельно, будут «оттягивать» те бюджетные средства, которые могли бы помочь существованию провинциальных или более мелких учреждений культуры.Учреждения культуры живут по-разному. Почему в относительно равных условиях одни из них не только выживают, но и развиваются, а другие нет? Если отбросить знакомый тезис об отсутствии должной поддержки со стороны государства или региональных властей, невольно напрашивается ответ: выживают те учреждения культуры, которые смогли адаптироваться к условиям рынка, нашли новые ресурсы для функционирования и развития, учитывая новые правила игры. Что предполагают эти новые правила? Прежде всего, понимание того, что деньги теперь можно только заработать. Чем в большей степени учреждения культуры полагаются на себя, тем выше вероятность того, что их учреждения будут перспективны и востребованы. Чем большую роль руководители учреждений культуры отводят фактору профессионализма, отвечающего новым требованиям, тем с большей долейвероятности можно прогнозировать позитивные тенденции в развитии учреждений культуры, даже если пока им это не удается. В случае ДК «Юровский» необходимо переосмысление проблемы дефицита финансов и преобразование ее в проблему дефицита представлений о том, где доставать эти финансы и каким образом. Однако это лишь первый шаг в войне с привычными стереотипами. Второй шаг, который так трудно сделать всем, – осознание необходимости конкурентной борьбы за ресурс.Очевиден тот факт, что решить накопившиеся финансовые проблемы невозможно без применения современных маркетинговых стратегий.Далее, используя методику SWOT – анализа определим перспективные стратегии развития учреждения культуры в современных условиях с учетом выделенных ключевых факторов успеха (сильных сторон), а также слабых сторон в форме табл.1.Итоги анализа сильных и слабых сторон ДК «Юровский» филиал. Таким образом, основными стратегическими задачами развития ДК «Юровский» должны стать следующие:- обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения района, повышения качества и разнообразия культурных услуг, в том числе: создание открытого культурного пространства.- создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан.- активизация просветительской деятельности.- повышение социального статуса работников, путем повышения уровня оплаты их труда, формирование нормативно-правовой базы культурной политики.- инновационное развитие учреждения культуры, в том числе путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.- возрождение и развитие народных художественных ремесел.- применение существующих методов и инструментов для привлечения финансирования.Многие учреждения культуры не обладают достаточными навыками и знаниями для проведения успешных финансово-экономических кампаний. Они не знают, как правильно подойти к потенциальным спонсорам, как сформировать привлекательное предложение и как эффективно продвигать себя на рынке. Все вышеупомянутые проблемы, обуславливают для обеспечения определенного баланса собственных и бюджетных средств. необходимость учреждений культуры искать и привлекать новые ресурсы. Для успешного привлечения финансирования учреждениям культуры необходимо активно работать над решением проблем. Важно повысить осведомленность и знания о методах, разработать четкую стратегию и эффективно конкурировать за внимание потенциальных доноров. Тогда, учреждения культуры смогут обеспечить необходимое финансирование для своих проектов и сохранить свою значимость в обществе.Таким образом, выбранная стратегия фокусирование в развитии учреждения культуры определила перечень важнейших стратегических проектов. Планируется, что реализация предлагаемой стратегии фокусирования позволит привлечь внебюджетные средства и улучшить материально-техническую базу.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 4
Ссылка для цитирования:
Савченко Е.А., Павлова О.А. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №9 (78) том 4. С. 717 - 723. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17468 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*