'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 5
  4. Научная статья № 6

Просмотры  41 просмотров

Бортник Е.В., Баландина А.С.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье раскрыто содержание налогового контроля и мероприятия для повышения эффективности.   

Ключевые слова:
налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговые проверки   


Администрирование налогов и их поступление в бюджет страны всегда были и остаются важным и результативным инструментом государственного контроля. Их значение для экономики очень высоко, поскольку они обеспечивают значительные поступления в бюджет в виде налогов, штрафов и других платежей.С реализацией информационных технологий в налоговой сфере было много сложностей, но сейчас благодаря их успешному внедрению удалось значительно увеличить объем налоговых платежей, поступающих в консолидированный бюджет.В настоящее время налоговые проверки играют главную роль в системе налогового контроля [1]. Кроме того, они являются наиболее эффективными по сравнению с другими методами и формами налогового контроля.Основной приоритет налоговых органов РФ - повышение качества контрольных мероприятий. Эффективность и результативность налогового контроля непосредственно влияют на увеличение налоговых поступлений в бюджет.На официальном сайте ФНС опубликован отчет формы 2-НК о проведении проверок контрольной работы налоговых органов на 01.01.2024 года. Данный отчет показывает, что в 2023 году в Российской Федерации было проведено 4958 выездных проверок организаций, из которых 4815 оказались результативными.[2]В 2023 году в России средняя сумма дополнительно начисленных платежей за каждую успешную проверку организаций была 67 миллионов рублей, включая взысканные штрафы (рисунок 1).Рисунок 1. Средние доначисления на каждую результативную выездную проверку.Отчет по форме № 2-НК – 2023. – URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/related_activities/statistics_and_analytics/forms/2nk/2nk010124.xlsx (дата обращения 12.05.2024).Как показала практика, что неопределенное регулирование процедур в области налоговых мероприятий является основным фактором, препятствующим достижению высокой эффективности налогового контроля. Этот вывод подтверждается тем, что основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки.За первое полугодие 2023 года налоговые инспекции провели 26,1 миллионов камеральных проверок, что приблизительно соответствует данным за аналогичные периоды предыдущих лет (рисунок 3):Рисунок 2. Количество камеральных налоговых проверок и процент их результативности.Эффективность работы ФНС России. – 2023. // - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ (дата обращения 11.03.2024).В период с 2018 по 2022 год было зафиксировано лишь от 3,5% до 6% случаев начисления штрафов. За первое полугодие 2023 года был зафиксирован уровень в 3,4%, что соответствует текущей статистике.Также было зафиксировано увеличение суммы доплат за камеральные налоговые проверки на 2023 год - увеличение составило 96,4 миллиарда рублей, что на 11,4% больше, чем в прошлом году. Это означает, что эффективность каждой камеральной проверки увеличилась на 29%.Сегодняшний уровень налоговой дисциплины в России требует внимания, так как недобросовестные налогоплательщики все чаще используют уклонительные схемы. Необходимо рассмотреть возможности улучшить эффективность налогового контроля.Для успешной реализации данной стратегии рекомендуется использовать современные аналитические технологии в налоговом контроле, проводить комплексный системный анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов.Развитие налоговой системы предполагает усиление налогового контроля и повышение его результативности, сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах налоговых нарушений. Однако, без решения проблемы взаимной ответственности налогоплательщика и государства, а также без согласования их интересов, усиление налогового контроля не даст ожидаемого эффекта увеличения налоговых доходов.Поэтому эффективность налогового контроля возможна только при строгом соблюдении основных принципов налогообложения и их реализации, оптимизации налоговой стратегии с учетом основных финансовых задач и оптимизации государственных затрат.Также, в области налогового администрирования внедрение дополнительных мероприятий контроля способствует установлению благоприятной динамики показателей. Для усовершенствования пакета мероприятий по налоговому контролю требуется:- Учреждение мер, способствующих улучшению налогового сознания и ответственности налогоплательщика.- Обучение сотрудников налоговых органов, для улучшения их профессиональных компетенций, контрольно осуществлять процедуру аттестации для подтверждения уровня знаний и профессиональных навыков каждого сотрудника,- Для уменьшения нагрузки на сотрудников налоговых органов необходимо активнее использовать компьютерные технологии в рабочем процессе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Бортник Е.В., Баландина А.С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 41 - 46. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17476 (дата обращения: 05.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17476



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.