'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 5
  4. Научная статья № 12

Просмотры  105 просмотров

Потемкина П.П.

  


ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая сферу дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного образования в данной отрасли. Проведен анализ оценки слушателей о качестве проводимых мероприятий дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих на примере Свердловской области.   

Ключевые слова:
электронное обучение, гражданские служащие, государственное управление, дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка   


Введение.Современное общество переживает настоятельную необходимость в эффективных и гибких методах обучения, что в свою очередь делает одним из актуальных направлений профессиональное развитие государственных гражданских служащих (далее – ГГС), что включает в себя дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО), в особенности его роль в совершенствовании моделей и подходов обучения большого количества служащих с применением новейших технологий.Формирование профессионального мастерства госслужащего – это одно из приоритетных направлений, которое способствует формированию кадрового состава в сфере государственного управления.Профессиональное развитие гражданского служащего представляет собой одно из приоритетных направлений формирования кадрового состава в рамках государственной службы. Оно осуществляется на системной основе, одним из ключевых факторов которого является приобретение новых знаний и умений, а также развитие профессиональных и личностных качеств в целях повышения и поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.Цифровизация знаний подразумевает рост интереса и спроса в области разработки и усовершенствования многочисленных процессов в востребованных сферах жизни общества, в том числе и в ДПО для ГГС. Таким образом, в направлении подготовки профессионального развития ГГС одним из значимых считается государственное управление, а именно регуляция общественных процессов с помощью актуализации изучаемой информации в методических пособиях.Дополнительное профессиональное образование госслужащий может получать по собственной инициативе за счет собственных средств с учетом выбранной им определенной тематики вне пределов осуществления своей служебной деятельности. Однако в рамках государственного задания и на основании образовательного сертификата, обучение проводится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации.Главным образом регламентация в данной сфере регулируется следующими правовыми актами:- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1],- Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2],- Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3],- Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации» [4].Отдельные положения нормативных актов содержат в себе основополагающие ответы на ключевые вопросы, связанные с системой ДПО. В частности, в них четко указаны организационно-правовые формы [5], что позволяет определить, какие структуры имеют право осуществлять образовательную деятельность в данной сфере. Кроме того, рассмотренные акты детализируют порядок и сроки прохождения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это особенно важно для госслужащих, поскольку они обязаны регулярно обновлять свои знания и навыки в соответствии с требованиями законодательства. Важно обговорить условия для предоставления таких услуг, включая качественные характеристики образовательных программ и условия их финансирования. Что касается стоимости, то данные финансовые аспекты также детально рассматриваются в нормативных документах. Установление прозрачных тарифов на услуги ДПО позволяет избежать коррупционных схем и повысить доступность образовательных ресурсов.Кроме того, акты регламентируют процесс формирования, размещения и исполнения государственного заказа на выполнение образовательных услуг. Это обеспечивает большую предсказуемость для исполнителей и создает условия для более эффективного использования бюджетных средств, направляемых на повышение квалификации слушателей.Важно также отметить, что актуализация этих документов требует постоянного мониторинга и анализа эффективности организации учебного процесса. В связи с быстро меняющимися условиями трудовой деятельности, система образования должна быть гибкой и адаптироваться к новым вызовам. Это предполагает не только обновление содержания образовательных программ, но и внедрение инновационных методов обучения, таких как цифровые технологии и интерактивные платформы.Таким образом, тщательная проработка вопросов, касающихся организации процесса обучения в рамках ДПО, имеет большое значение для повышения качества и доступности образования для ГГС. Это необходимый шаг к формированию квалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала, способного эффективно справляться с вызовами современного общества.Одной из задач другого документа – подпрограммы «Управленческие кадры» [6] является разработка и реализация утвержденного перечня дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих. В этом документе задача дополнительного профессионального образования заключается в следующем:подготовка кадрового управленческого резерва для возможного выдвижения на государственные должности регионального и федерального уровня,обучение руководителей служб занятости населения и предприятий,подготовка (обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе за рубежом) управленческих кадров по направлениям, необходимым для развития региональных экономик.Перечисленные меры и анализ положений документа, позволяют думать, что данный документ декларирует скорее развитие кадров только в сферах экономики, здравоохранения, спорта.Однако стоит отметить, что акцент на развитие управленческих кадров не должно ограничиваться лишь названными областями. Важность комплексного подхода в ДПО проявляется в стремлении подготовить специалистов, способных эффективно функционировать в условиях быстроменяющейся экономической и социальной среды. К этому можно отнести:развитие навыков межведомственного взаимодействия, что особенно актуально для государственных служащих, работающих в условиях многозадачности и необходимости координации различных служб,обучение новейшим технологиям и методам управления, что включается в программы повышения квалификации и переподготовки, позволяя подготовленным кадрам гибко реагировать на изменения в законодательстве и экономической среде,внедрение принципов устойчивого развития и социальной ответственности в систему управления, что требует навыков не только экономического, но и социального анализа.Кроме того, важно учитывать также потенциальные изменения на рынке труда и потребности общества, что требует интеграции современных управленческих практик и новых подходов в образовательные программы. В результате, процесс обучения становится не просто формальным, а насыщается актуальными знаниями и практическими навыками, что значительно повышает его значимость.Одним из направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации в наше время, согласно Указу Президента Российской Федерации [7], является внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет огромное значение для обеспечения квалифицированного и профессионального выполнения задач, стоящих перед государственными органами.Конечным продуктом исполнения данного документа к 2020 году являлось обеспечение функционирования на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих. В 2024 году мы видим, как данная задача была решена с привлечением образовательных организаций высшего звена, а также посредством исключения трехгодичной периодичности повышения квалификации государственных служащих в пользу упора на самостоятельность в решении выбора актуальной информации по мере надобности.При всех существующих формах обучения, предусмотренных законодательством, а именно очной, заочной и очно-заочной, дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) могут и будут с каждым годом использоваться чаще при прохождении госслужащими повышения квалификации и профессиональной переподготовки. ДОТ стоит рассматривать как неотъемлемую часть электронного обучения (далее – ЭО), которую необходимо обеспечить нормативными правовыми документами на более высоком уровне, нежели сейчас.Методология.Для анализа проблем правовой основы введения ДОТ в образовательный элемент ДПО ГГС и оценки готовности педагогов к использованию различных технологий мной были рассмотрены актуальные нормативно-правовые акты в данной сфере, официальные сайты государственной власти, а также данные социологического опроса, проведенного мной, целью которого было изучение отношения слушателей к преподавателям, проводивших курсы по актуальным тематикам к использованию ими современных информационных технологий в учебном процессе [8]. Опрос был проведен в 2024 году среди слушателей, проходивших повышение квалификации на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный кадровый центр государственного муниципального управления» (далее – ГАУ ДПО «РКЦ ГМУ») в городе Екатеринбурге по репрезентативной выборке. Всего в опросе приняли участие 100 слушателей.Результаты исследования.Решением задач внедрения ДОТ и ЭО в процесс ДПО госслужащих в 2024 году станет расширение и модификация информационного ресурса, такого как «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» [9], на базе которого будет осуществляться размещение не только актуальной информации о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но и предоставление стабильной возможности профессионального развития госслужащих посредством размещения обучающих материалов в цифровой «базе знаний» в открытом доступе.Продолжением данных инициатив станет активное использование современных информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим важно учесть, что развитие единой информационной системы не только повысит доступность ресурсов, но и обеспечит интеграцию новых форматов обучения и методов преподавания.В рамках этого подхода, помимо материальных ресурсов, планируется создание интерактивных курсов, вебинаров и форумов для обмена опытом между госслужащими. Это позволит не только улучшить качество образования, но и создать активное сообщество профессионалов, заинтересованных в своем развитии. Важным аспектом станет также организация менторских программ, где более опытные специалисты смогут делиться знаниями и навыками с новичками, что существенно ускорит процесс их адаптации и повышения квалификации.К тому же, одной из ключевых задач будет систематизация и классификация доступа к информации, чтобы пользователи могли легко и быстро находить необходимые материалы по своему профилю деятельности. Планируется разработка фильтров и инструментов для персонализированного выбора в зависимости от карьерных целей, уровня подготовки и профессиональных интересов госслужащих.В дополнение к этому, особое внимание будет уделено межведомственному сотрудничеству, что позволит создать более эффективные программы обучения, учитывающие специфику и потребности у разных государственных структур. Внедрение таких интегрированных подходов, как совместные образовательные платформы и курсы, будет способствовать устойчивому развитию кадрового потенциала в государственных органах.Обновленный информационный ресурс также предусмотрит возможность создания обратной связи в формате опросов и анкет, чтобы госслужащие могли оценивать качество предлагаемых программ и делиться своими предложениями по улучшению образовательного процесса. Такое вовлечение участников в процесс повышения качества обучения поспособствует более высокому уровню удовлетворенности и эффективности проводимых мероприятий.Практика субъектов Российской Федерации в рамках реализации электронного обучения для ГГС осуществляется с помощью различных способов, а именно существуют специализированные порталы, на которых размещаются электронные курсы. Не менее актуальным остается сотрудничество с другими образовательными организациями, которые создают электронные курсы для госслужащих и, не только размещают их в открытом доступе, а также проводят онлайн вебинары. Так всеобщий доступ к материалам лекций дает слушателям больше возможностей для самоизучения проблемных для них вопросов в исследуемой теме из любой точки их местонахождения, используя всевозможную доступную им электронную технику, будь то телефон, ноутбук или планшет.Опыт внедрения электронного обучения имеется и в Свердловской области. Начиная с 2017 года на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления» (далее – ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ») началась реализация программ повышения квалификации в заочной форме исключительно с применением электронных форм обучения [10].С момента старта этой инициативы было разработано множество инновационных курсов, охватывающих широкий спектр тем, начиная от основ управления и заканчивая современными трендами в сфере цифровизации государственных процессов. Переход на электронное обучение позволил сделать образовательные программы более доступными и гибкими, что особенно важно для занятых госслужащих, у которых зачастую нет возможности посещать очные занятия.В рамках данной деятельности внедрены современные технологии и платформы, такие как дистанционные курсы и интерактивные вебинары, что значительно увеличило вовлеченность обучающихся. Использование онлайн-модулей предоставляет возможность слушателям в любое время и в любом месте изучать учебные материалы, выполнять задания и общаться с преподавателями и друг с другом.Систематический анализ обратной связи от оперирующих государственных служащих также является важным аспектом данной программы. Регулярные опросы и анкетирования позволяют адаптировать содержание курсов к изменениям законодательной базы, актуальным вызовам и потребностям профессионального сообщества. Кроме того, высокий уровень квалификации преподавательского состава играет ключевую роль в успехе программ. Преподаватели не только имеют значительный опыт работы в государственной службе, но и постоянно совершенствуют свои знания в области цифровых технологий, что позволяет им своим примером вдохновлять студентов на дальнейшее изучение и внедрение инноваций в это динамичное и меняющееся поле.В Свердловской области ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ» осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным заданием [11], в котором указаны сроки и порядок оказание услуг и мероприятий по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки служащих. А также с распоряжением Аппарата Губернатора Свердловской области [12], в котором указаны наименование курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, сроки освоения программ, объем расходов.Результаты опроса, проведенного мной среди слушателей, проходивших повышение квалификации на базе ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ» города Екатеринбурга, показали, что в целом, уровень проводимых мероприятий с использованием ДОТ, владение персональным компьютером с выходом в сеть Интернет среди преподавателей вузов и сторонних участников, можно оценить выше ожидаемого (4,6 из 5 баллов). Большая часть отметила высокий уровень владения педагогом базовыми навыками, а именно: создание электронных презентаций (4,2 из 5 баллов), работа с текстовыми редакторами (4,4 из 5 баллов). Однако, согласно анонимным комментариям участников опроса, устаревшее программное обеспечение и оборудование идет в конфликт с намеченным темпом получения новой компетенции. Это создаёт определённые трудности и препятствует успешному освоению новых компетенций, в то время как всё большее внимание уделяется современным образовательным технологиям.Информационная грамотность зачастую является базой, которая должна быть у педагогов, как главенствующий навык в использовании аппаратно-программных средств, для более узконаправленного применения и обработки поступающей информации в учебном процессе. Важно также учитывать готовность педагогического состава к реализации образовательных технологий, а именно желание самостоятельно осваивать рекомендуемые в рамках разработанных курсов базовые программы. К сожалению, на более быструю адаптацию к изменениям, связанных с внедрением всё более новых программных продуктов в сферу образования, даются легче более молодому поколению.Проблему можно решить путем расширения базы преподавателей – практиков, привлекаемых к образовательному процессу, из числа курирующих и контролирующих органов, имеющих аналитические результаты по итогам проверок организаций. Также предоставлять возможность предварительного ознакомления с учебно-методическими материалами (например, в электронном или дистанционном формате) для использования его во время занятий.В сфере ДПО необходим инновационный подход в организации учебного процесса, а также к формам их представления для слушателей и педагогов. Поэтому не стоит на месте и совершенствование электронных учебно-методические ресурсов, а именно электронных учебников и учебных пособий, тренинговых компьютерных программ и электронных тестирующих комплексов.Применение ДОТ и ЭО в системе ДПО ГГС позволяет заблаговременно давать необходимую реакцию на запросы слушателей и организовывать доступное и качественное повышение квалификации или профессиональную переподготовку в сфере государственного управления. Тем не менее, не смотря на актуальность и востребованность данных технологий, нормативно-правовое обеспечение находится на недостаточно высоком уровне. Соответственно проведение регулярного опроса служащих, проходящих курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки о степени их удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг важно для развития и совершенствования системы организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.Свердловская область находится в десятке регионов-лидеров по достижению целевых показателей в сфере образования. Совместная работа представителей образовательных учреждений и органов государственной власти позволяет укрепить эти позиции и способствует дальнейшему повышению привлекательности Среднего Урала для развития профессионального развития государственных гражданских служащих и повышения качества предоставляемых образовательных услуг.Заключение.Государство играет активную роль в жизни граждан, выступая социальным гарантом их прав. Формирование устойчивого общества напрямую зависит от государственного управления, которое направлено на улучшение профессиональных качеств государственных гражданских служащих.На сегодняшний день, с учетом роста потребности госслужащими, выступающих в качестве обучаемых, получать более новые и актуальные сведения по программам обучения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, развитие дистанционных образовательных технологий очень актуально. Потребность в дополнительном профессиональном образовании возникает не только в случае недостаточной компетентности служащих, отсутствия мотивации в сфере их профессиональной деятельности, а также если создаются препятствия на пути реализации их функций и обязанностей.В итоге, на мой взгляд, можно выделить следующие проблемные вопросы внедрения электронных и дистанционных технологий в систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих:1. Совершенствование программного обеспечения и оборудования. Установка современных операционных систем, программ для документооборота и введение электронной вычислительной техники нового поколения, необходимо для повышения эффективности проводимых мероприятий в сфере ДПО ГГС.2. Готовность преподавательского состава к переходу на электронное и дистанционное обучение.3. Качество электронных и дистанционных методических программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также актуализация и своевременное ее размещение на электронных порталах. Адаптация под формат электронного обучения при переходе с привычного стандарта образования.4.Развитие нормативно-правовой базы в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Потемкина П.П. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 85 - 99. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17482 (дата обращения: 14.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17482



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.