'
Сурина М.М.
ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕДУРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ *
Аннотация:
в статье рассмотрена проблема в процедуре привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности. Проведен анализ порядка привлечения к административной ответственности, в частности оснований для возбуждения в отношении арбитражных управляющих дел об административных правонарушениях. Рассмотрена актуальная судебная практика по данному вопросу. Предложены пути решения возникающих проблем в процедуре привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.
Ключевые слова:
административная ответственность, арбитражный управляющий, банкротство, Росреестр
Привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности за любые малейшие, а порой и формальные нарушения является безусловной проблемой, поскольку в результате арбитражный управляющий может лишиться своего статуса, что приведет к невозможности осуществления профессиональной деятельности.Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Главой II Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии") определены следующие полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в установленной сфере деятельности:составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания,составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания,обращается в установленном порядке:в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, саморегулируемой организации оценщиков и ее должностных лиц, саморегулируемой организации кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и их должностных лиц к административной ответственности.В связи с распространенным заблуждением, необходимо подчеркнуть, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не осуществляет контроль за деятельностью непосредственно арбитражных управляющих, данная функция возложена на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Вместе с тем, должностные лица Росреестра в случае выявления фактов ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей при проведении процедур несостоятельности (банкротства), имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях непосредственно в отношении арбитражных управляющих.Существует три способа, позволяющие выявить нарушения в деятельности арбитражного управляющего.Во-первых, обращения лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также иных физических и юридических лиц.Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в результате участия, как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде судебных заседаний по делам о несостоятельности по разрешению разногласий, оспариванию сделок, жалоб на действия арбитражных управляющих и иных.Третьим способом выявления правонарушений арбитражных управляющих является вынесение арбитражным судом частного определения в рамках рассматриваемого дела. Надо отметить, что данный вариант является редкостью, частные определения выносятся судами в экстраординарных случаях.Самым распространенным способом выявления фактов нарушений, допущенных арбитражным управляющим, конечно же, является обращения в Росреестр от заинтересованных лиц.Рассмотрим, как это работает «на деле».В качестве повода к возбуждению дел об административных правонарушениях являются как заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, так и иных физических и юридических лиц, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ).На официальном интернет сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) опубликованы аналитические данные «Сведения об административной практике Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций и по участию в собраниях кредиторов, в арбитражном процессе по делу о банкротстве».:Так в 2023 году зарегистрировано жалоб на арбитражных управляющих – 27 475,по результатам рассмотрения, которых:вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях – 4 706.составлены протоколы об административных правонарушениях – 6 176.вынесены постановления о прекращении дел об административных правонарушениях – 3 981.За 2023 год территориальными органами Росреестра направлено заявлений и протоколов в суд – 6 185,по результатам рассмотрения, которых:принято решений о наложении административных штрафов – 698, на общую сумму 17 777 800 рублей!принято решений о дисквалификации арбитражного управляющего – 433принято решений о вынесении предупреждения – 1 988.принято решений о прекращении производства по делу – 2 953.В связи с тем, что практически вся информация о процедуре банкротства находится в общем доступе (Картотека арбитражных дел, Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве, газета «КоммерсантЪ») фактически любое лицо вправе изучить информацию из названных открытых источниках и при выявлении нарушений, пусть даже формальных, обратиться в территориальный орган Росреестра с обращением о выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестном исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.Зачастую с подобными жалобами обращаются лица с одной единственной целью – «убрать» «неудобного» арбитражного управляющего с процедуры банкротства. При этом Росреестр обязан отреагировать на подобное сообщение и провести соответствующую проверку деятельности арбитражного управляющего, и как показывает практика, основания для составления в отношении арбитражного управляющего протокола об административных правонарушениях находятся всегда.При этом даже за формальное нарушение, совершенное арбитражным управляющим в период «повторности», ч. 3.1. ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена безальтернативная санкция – дисквалификация арбитражного управляющего.Дисквалификация влечет за собой не только отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в процедурах банкротства, но и является основанием для исключения из членов саморегулируемой организации. Фактически арбитражный управляющий лишается возможности осуществлять профессиональную деятельность.В настоящее время формируется судебная практика об отказе в привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности по основаниям отсутствия доказательств того, что лицо, обратившееся в Росреестр, является кредитором или иным заинтересованным лицом в рамках дела о несостоятельности.Кроме того, например в одном из дел суд, оценив фактические обстоятельства дела, пришел к выводам: «Напротив, материалы дела содержат доказательства неоднократного обращения физического лица - поименованного как Белова Светлана Дмитриевна в различные Управления Росреестра субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о фактическом намерении соответствующего лица причинить ущерб управляющему в отсутствие какой-либо заинтересованности в деле о несостоятельности (банкротстве). Указанные обстоятельства суд расценивает как злоупотребление правом со стороны лица - поименованного как Белова Светлана Дмитриевна».Фактически суды берут на себя роль законодателя, что по нашему мнению не допустимо. Полагаем необходимым закрепить данные позиции на законодательном уровне. В частности, изложить положения п. 3 ч. 1 ст. 28.1 в следующей редакции: «сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и нарушения законных прав и интересов заявителя…» [5, с. 14].Изменение данной нормы позволит сократить число жалоб на арбитражных управляющих, поступающих от лиц прямо не заинтересованных в исходе дела о несостоятельности, а действующих лишь в целях причинения ущерба непосредственно арбитражному управляющему.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Сурина М.М. ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕДУРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 128 - 134. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17487 (дата обращения: 13.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*