'
Бельская С.В.
ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ *
Аннотация:
в работе представлены основные принципы повышения профессиональных компетенций педагогов, основные функции системы непрерывной подготовки и переподготовки учителей. Данная проблематика приобретает особую значимость в контексте реализации национальных проектов в сфере образования, направленных на повышение качества подготовки педагогических кадров и их соответствие современным стандартам.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, непрерывность, гуманизация, дифференциация, модульность
ВВЕДЕНИЕ.Непрерывное профессиональное совершенствование педагогических кадров является одним из ключевых факторов обеспечения высокого качества образования и повышения его конкурентоспособности в современных реалиях. Динамичные трансформации, происходящие в социальной, экономической, технологической сферах, обуславливают необходимость постоянной модернизации компетенций учителей в соответствии с инновационными вызовами. Педагоги должны обладать широким спектром знаний, умений и навыков для эффективной реализации образовательного процесса, внедрения передовых методик преподавания и воспитания подрастающего поколения.Принципы и функции системы непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогов.Система непрерывного профессионального развития учителей базируется на совокупности ключевых принципов, определяющих ее концептуальные основы, цели, содержание и организационные механизмы. Принцип гуманизации предполагает создание условий для свободного выбора педагогами индивидуальных траекторий профессионального роста, реализации их личностного потенциала и образовательных потребностей. Как отмечает С.И. Змеев, "гуманистическая направленность означает уважение достоинства человека, признание его самоценности" [3, с. 112].Принцип непрерывности обеспечивает целостность и преемственность различных этапов повышения квалификации на протяжении всей профессиональной жизни учителя, интегрируя базовое и дополнительное профобразование в единую систему. "Непрерывность подразумевает многоуровневость и многокомпонентность системы профессионального роста педагогов", - указывают М.И. Беляев и Н.О. Вербицкая [1, с. 12].Важным является принцип опережающего характера обучения, ориентированный на формирование компетенций, необходимых для решения перспективных задач развития образования [6, т. 2, с. 26]. Программы повышения квалификации должны быть направлены не только на преодоление текущих дефицитов, но и на освоение инновационных подходов.Принцип дифференциации и индивидуализации учитывает различия в уровне компетентности учителей, их запросах и интересах, предполагая создание вариативных программ и возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов [4, с. 34]. Принцип практико-ориентированности обеспечивает приоритет практических занятий, тренингов, стажировок над теоретическим обучением для формирования необходимых профессиональных умений.Принцип модульности позволяет гибко конструировать содержание образовательных программ из отдельных завершенных учебных циклов (модулей) различной сложности и направленности. Принцип субъектности рассматривает педагога как активного субъекта собственного профессионального развития, а не пассивного получателя знаний [5, с. 39].Наконец, принцип открытости системы обеспечивает ее способность интегрироваться с программами дополнительного образования детей, развивать сетевое взаимодействие с различными социальными партнерами.Система непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогов реализует комплекс важнейших функций. Компенсаторная функция обеспечивает восполнение профессиональных дефицитов, вызванных устареванием имеющихся знаний и навыков [1, с. 13]. Адаптивная функция способствует приспособлению учителей к изменениям в сфере образования. Развивающая функция стимулирует интеллектуальное, творческое, личностное развитие педагогов. Корректирующая функция направлена на формирование новых компетенций, устранение недостатков в профессиональной деятельности.Инновационная функция связана с распространением среди учителей современных педагогических инноваций, передового опыта, новых технологий. Интегративная функция объединяет усилия различных субъектов в создании единого пространства непрерывного педагогического образования. Мотивационная функция, по мнению А.П. Егоршина, стимулирует потребность педагогов в самосовершенствовании и карьерном росте [2, с. 162]. Информационно-аналитическая функция предполагает анализ тенденций развития системы образования и достижений педагогической науки.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В ходе проведенного исследования были проанализированы основные принципы и функции системы непрерывного повышения квалификации учителей в России. Совокупность перечисленных принципов и многоаспектных функций формирует концептуальную основу непрерывного профессионального развития учителей, позволяет сформировать высокоэффективную систему непрерывного педагогического образования, способную обеспечить динамичное развитие профессиональных компетенций учителей в соответствии с современными требованиями и тенденциями в сфере образования.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Бельская С.В. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 161 - 165. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17493 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*