'
Кондратьева Е.Б., Лобанова С.П.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ *
Аннотация:
статья посвящена истории развития системы образования в Китае. Описывается историческая ретроспектива, преемственность мировоззрения и методологических подходов. Особое внимание уделяется системе поступления в ВУЗы в древнем и современном Китае, а также рассматриваются вопросы доступности образования.
Ключевые слова:
система образования, конфуцианство, гаокао, начальное образование
Современная китайская система образования считается одной из наиболее эффективных в мире, в связи с чем увеличивается количество иностранных (в том числе российских) студентов, желающих учиться в КНР. При этом она имеет ряд культурных особенностей, определяющихся исторической преемственность. Поэтому мы считаем актуальным освещение исторической ретроспективы национальной педагогической доктрины.Самым первым шагом на пути к созданию государственной образовательной системы можно считать возникновение иероглифической письменности, зачатки которой появились в Китае уже четыре тысячи лет назад. Грамотность в Древнем Китае занимала особое место, полагалось, что обучение и воспитание народа – важнейшая часть системы управления страной, ведущая к процветанию. Так, в главе «Сюэ цзи» (学记, «Записки об учении») конфуцианского канона «Ли цзи» (礼记, II век до н. э.) подчёркивалось, что «древние государи в построении государства и в управлении народом ставили просвещение на первое место» [4, с. 537]. Основой обучения традиционно служили девять конфуцианских канонов (四书 «Сышу» и 五经 «Уцзин»), подсчитано, что к пятнадцати годам ученик должен быть выучить текстовый материал объемом около 400 тыс. иероглифов и затем лишь мог начинать писать сочинения, необходимые для занятия чиновничьей должности [1].В эпоху Сражающихся царств (V-III вв до н. э) китайская педагогическая мысль была связана с древнекитайской философией и её различными направлениями (конфуцианство, моизм, даосизм, легизм) [4, с. 529]. Наиболее влиятельной из них оказалась конфуцианская, в связи с чем она стала основой государственной системы образования. Согласно конфуцианским представлениям, личность воспитывалась в соответствии с четырьмя классическими добродетелями: человеческое начало жэнь (仁), чувство справедливости/долга и (义), соблюдение этикета ли (礼) и знаний – мудрости чжи (智). Главной целью образования в традиционном Китае стало воспитание чиновников, госслужащих и военачальников, которые смогли бы грамотно и мудро руководить страной, а ответственным за уровень кадров было государство в лице правителей. Учебные заведения впервые появились в эпоху Западной Чжоу (XI–VIII вв. до н. э.), делились на го сюэ (国学, столичные) и сян сюэ (乡学, местные), в столичных школах обучались дети вана (王, государь) и приближённой к нему знати, а в местных – дети средней и мелкой знати [4, с. 538]. Затем, в эпоху Хань (II век до н. э.), появились первые тай сюэ (太学, «столичный университет») – прообраз высших учебных заведений. В эпоху Тан (VII-X вв. н. э.) от традиционных школ отделяются специализированные заведения для преподавания естественных и точных наук, хотя первое училище каллиграфии было создано уже во II веке [4, с. 543].Отдельно стоит упомянуть систему государственных экзаменов кэ цзюй (科举), прообраз которой возник уже во II веке до н. э., в эпоху Хань, однако стать общегосударственной она смогла лишь в VII веке н. э. (конец Суй (581-618 гг. н. э.) – начало Тан). Сдавать кэ цзюй могли все желающие, что формально давало возможность представителям разных сословий получить должность при государстве. Система была устранена в 1905 году [7], во время установления республиканской власти. Через значительный промежуток времени, уже в 50-е годы, была введена современная система экзаменов для поступления в высшие учебные заведения для выпускников средней школы гаокао (高考), просуществовав некоторое время она была упразднена Мао Цзэдуном и вновь введена при Дэн Сяопине в конце 70-х гг [2].По форме она весьма походит на современную российскую и мировую систему ЕГЭ. Гаокао будучи не идентичной по содержанию, во многое взяла от кэ цзюй: отличается строгостью проведения и выступает в роли социального лифта [3], помогающего достичь благополучия в жизни и приблизиться к желаемому идеалу образованного человека. По результатам гаокао можно поступить в ведущие ВУЗы страны. Недостатками этой системы можно считать стресс для сдающих и систему квот по провинциям [2], что вызывает некоторые социальные противоречия, хотя изначально система призвана давать равные возможности всем участникам. Отметим, что те же проблемы свойственны и современной отечественной системе ЕГЭ, в связи с распределением квот бюджета по ВУЗам, что уменьшает возможность для выпускников школ поступить на желаемую специальность [9].Если говорить о системе образования в общем, включая начальную и среднюю ее ступень, то основные реформы и нововведения приходятся на последние столетия, эпоху демократии. Хотя попытки внедрения начального образования не связанного с кэцзюй (мэнгуань – базовое начальное образование) относятся еще к императорской династии Мин (1368-1644 гг.), реформы были продолжены и расширены при последующей последней династии Цин (1644-1912 гг.) [5]. К 1903 году можно отнести начальные попытки создания государственной системы школьного образования, причем обучение в начальной школе становилось платным, учебные же пособия были переводными с иностранных языков [6, с. 12]. Для конца 19-начала 20 века характерны попытки «вестернизации» педагогической системы, хотя понимание недостатков переноса чужого опыта в неизменном виде произошло довольно быстро и параллельно происходит корректировка образовательной системы под потребности Поднебесной, учитывая ее культурные и исторические реалии. С приходом преобразований начала XX века в Китае практическая направленность образования стала цениться больше, чем воспитательная и этическая, причиной этого стала необходимость индустриализации страны для достижения того же уровня развития, что и западные державы.Распространению грамотности способствовал переход литературы и преподавания в школах с вэньяня (классического литературного языка) на байхуа (новый литературный язык) после движения 4 мая 1919 года, а также движение за гоюй (будущий путунхуа – общеупотребительный язык, основанный на северных диалектах). Однако через десятилетие, в конце 20-х гг. согласно статистике лишь около пятой части от всех китайских детей посещало начальную школу [6, с. 15], и еще до начала 80-х гг XX века каждый третий житель КНР был неграмотным [8]. В 1986 году был принят закон об обязательном всеобщем 9-ти летнем образовании, к 2000 году начальное образование действительно становится всеобщим. Ступени образования в Китае в настоящее время представляют собой: дошкольное (детский сад), начальное и неполное среднее образование, полное среднее (школа) и высшее (ВУЗ). Высшее образование, как и в России, состоит из бакалавриата и магистратуры, за которой следует докторантура. Параллельно в КР существует также система профессионального образования.Спрос на высшее образование неизменно растет. В последние десятилетия отмечается тенденция как увеличения интереса к вэньяню, классическому языку, так и к гуманитарным ценностям конфуцианства [10], что находит свое отражение в системе образования с точки зрения методологии и мировоззрения.В заключении мы можем сделать вывод, что результатом всех реформ, проведённых за многотысячелетнюю историю Китая, стало формирование единой образовательной системы, уровень которой соответствует заданным в современном мире критериям и удовлетворяет потребности постиндустриального общества, сохраняющая при этом национальную самобытность.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Кондратьева Е.Б., Лобанова С.П. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 187 - 192. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17499 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*