'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  43 просмотров

Куртымова Е.А.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрыто содержание термина «полилингвальное образование младших школьников», а также представлен детальный анализ ряда проблем, характеризующих состояние образовательного процесса в начальной школе на современном этапе. На основе изучения опыта становления отечественного многоязычного образования определены основные подходы к организации полилингвального образования учащихся начальной школы.   

Ключевые слова:
полилингвальное образование, полилог лингвокультур, поликультурная среда, противоречия образования   


Опираясь на положение о том, что полилингвальное образование сегодня – не данность, а необходимость, и педагогическая общественность осознает необходимость ориентации образовательного процесса на полилингвизм на всех ступенях образования, актуальным становится появление термина «полилингвальное образование младших школьников».Детальное изучение данного вопроса позволило выделить ряд проблем, характеризующих состояние образовательного процесса в начальной школе на современном этапе:Между социальным заказом общества в полилингвальном образовании детей начальной школы и ограниченными возможностями сложившейся системы начального иноязычного образования в удовлетворении этих потребностей: современное обучение иностранному языку в республиках нашей страны должно осуществляться через полилог трех лингвокультур (национальной, русской и иностранной), который в свою очередь может быть реализован только в рамках обучения иностранному языку, предпологающий освоение культуры через язык и изучение языка через культуру. Согласно мнению учёных-исследователей в содержание обучения иностранному языку, тем более на начальном этапе, должен быть включены компоненты, демонстрирующие культуру страны изучаемого языка, культуру своей республики и, несомненно, культуру России.Так, например, для повышения эффективности обучения английскому языку младших школьников, как считают некоторые исследователи, в частности В.Н. Хисамова, целесообразно использовать опору на родной – татарский язык. Стоит отметить, что весь семантический потенциал шестнадцати временных форм английского глагола полностью сочетается с девятью временными формами татарского глагола.Между признанием государством и обществом необходимости изменения подхода к развитию личности учащихся и неразработанностью методики развития вторичной языковой личности в условиях поликультурной среды: исследования показывают, что вторичная языковая личность детей младшего школьного возраста сформирована недостаточно. Знания особенностей родного и иностранного языков, особенностей родной культуры и культуры страны изучаемого языка по-прежнему остаются на низком уровне, выражены опосредованно, что закономерно: освоение второго языка неизбежно связано с развитием первого. В том случае, если первый язык освоен посредственно или же либо имеется риск утраты первого языка, то освоение второго языка будет протекать со значительными затруднениями.Фактическое развитие полилингвального образования в текущей ситуации осуществляется поэтапно: сначала вводится билингвизм с организацией обучения на двух языках и в дальнейшем вводится многоязычие, образовательный процесс осуществляется на трех и более языках.Между необходимостью практического решения проблемы поликультурного образования младших школьников в процессе обучения иностранному языку и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. Для полилингвального обучения необходима разработка и реализация учебного и методического обеспечения, ориентированного на формирование нового образовательного контента. Готовых к использованию в практике цифровых решений недостаточно. Проведенный анализ практической деятельности школ в Республике Татарстан показывает, что региональные программы и учебники для начальной школы в малой степени отражают особенности культуры народов, недостаточно уделяется внимания вопросу сохранения национальных традиций, языка, в то время как решающим фактором в обучении младших школьников должны стать знания особенностей родного и иностранного языков, особенностей родной культуры и культуры страны изучаемого языка (лингвокультуроведческий компонент обучения), представления о национально-культурной специфике речевого поведения (коммуникативно-прагматический компонент) и представления о языке как о ценности культуры (ценностно-ориентационный компонент).Необходимо отметить, что педагогическими условиями эффективности полилингвального обучения младших школьников являются: четкое планирование работы по воспитанию поликультурной личности; формирование перспективных моделей в развитии личности и коллектива через включение в различные виды совместной деятельности; актуализация творческих ресурсов субъектов образовательного процесса; тесное взаимодействие педагогического коллектива с родителями обучающихся, применение передовых цифровых технологий для осуществления обратной связи с родителями и ребенком; развитие этнопедагогической культуры педагогов.Продуктивность образовательного и воспитательного процессов в условиях реализации инновационного полилингвального обучения в начальной школе также невозможна без тесного взаимодействия всех учителей начальной школы. Координация деятельности учителей-предметников выступает важнейшим условием успешного формирования трёхязычия – русского, татарского и английского.Для более подробного раскрытия темы предлагается посмотреть как происходит обучение в условиях синхронного изучения нескольких языков в нашей школе (приложение 1 - фрагмент интегрированного урока английского и татарского языков во 2 классе по теме «Времена года»).С полной уверенностью можно сказать, что данная деятельность существенно повысит интерес учащихся к изучению как татарского языка, так и английского и к более полному овладению литературным и разговорным языком.Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение полилингвальной модели в образовательную систему благоприятно скажется на формирование такой личности, которая будет свободно говорить и писать на нескольких языках, и личности, которая сможет решать актуальные задачи в современном поликультурном обществе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Куртымова Е.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 193 - 197. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17500 (дата обращения: 13.11.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17500



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.