'
Леванова Т.А., Цвирко О.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается организация логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении с целью преодоления у них нарушений слоговой структуры слова, вклад каждого из участников в данную работу.
Ключевые слова:
дети с ЗПР, задержка развития, логопедическое сопровождение, коррекционная работа, слоговая структура, логопедическая помощь, дошкольный возраст, взаимодействие педагогов
Одной из приоритетных задач коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является подготовка этих детей к обучению в массовой школе. Обычно выпускники специальных коррекционных групп для детей с задержкой психического развития достаточно хорошо подготовлены к обучению в школе [2]. Но иногда у детей с ЗПР речевые нарушения носят стойкий характер, и в дошкольный период не всегда могут быть преодолены. У детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте, среди разнообразных проявлений речевых нарушений, часто наблюдаются нарушения слоговой структуры слова. Эти нарушения являются достаточно стойкими и преодолеваются с трудом в силу психофизических особенностей данной категории детей.В системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, ввиду наличия у них речевых нарушений, одним из приоритетных направлений является логопедическое сопровождение.Г.М. Вартапетова отмечает, что логопедическое сопровождение образовательного процесса - целостная система взаимодействия участников образовательного процесса (ребенок, учитель-логопед, семья, педагоги и узкие специалисты, администрация) по созданию педагогической среды, направленной на своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [3].При организации логопедического сопровождения детей ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.Проведенный нами эксперимент по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на базе МАДОУ «Детский сад №264» города Барнаула, показал эффективность работы всех специалистов логопедического сопровождения. Нами была разработана программа логопедического сопровождения, направленная на формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная программа содержит комплекс коррекционных занятий и рекомендации для всех участников сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители или законные представители воспитанника) и реализована под руководством учителя-логопеда. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Комплекс коррекционных занятий составлен с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории, степени развития познавательных процессов, особенностями психического и эмоционального развития детей.Учителем-логопедом проводилась основная коррекционно-логопедическая работа, которая реализовывалась на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В структуру коррекционно-логопедической работы были включены следующие направления:- развитие слогового анализа и синтеза,- развитие речевого динамического праксиса,- развитие слогового ритма,- развитие фонематического восприятия,- развитие фонематического анализа и синтеза,- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации,- развитие моторных функций, пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий,- увеличение объема внимания и памяти (особенно слухоречевой).Вклад учителя-дефектолога в общее дело логопедического сопровождения также значим с учетом контингента обучающихся. Характерное недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, у детей с ЗПР проявляется в сложности, неоднородности и вариативности проявлений и механизмов нарушений речевого развития [4]. Поэтому на занятиях учитель-дефектолог работает с детьми над развитием внимания, памяти, над коррекцией мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, так как развитие этих процессов необходимо для успешного формирования слоговой структуры слова.Педагог-психолог на своих занятиях, по согласованию материала с учителем-логопедом, включал в их структуру нейроигры и упражнения, направленные на стимуляцию функций, обеспечивающих предпосылки слоговой структуры слова. Использовал игровые методы и приемы, с помощью которых ребенку было легче проговаривать слова сложной слоговой структуры.Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре состояло в организации на занятиях по физической культуре: двигательной активности, дыхательной гимнастики, игр и упражнений по развитию мелкой моторики, координации речи с движением, нейроигр и упражнений.Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя позволило организовать на занятиях по музыке проведение дыхательной гимнастики, игр и упражнений по развитию слогового ритма, логоритмических игр и упражнений, музыкально-речевых игр.Роль воспитателя заключалась в закреплении пройденного на логопедических занятиях материала на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В свободной деятельности детей воспитатель следил за произношением слов тех типов слоговой структуры, которые доступны для проговаривания, организовывал для детей игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова, рекомендованные учителем-логопедом.В процессе реализации программы логопедического сопровождения огромную роль играли родители воспитанников. Именно семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие велико. Для родителей проводились индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, мастер-классы, были подготовлены буклеты и памятки для закрепления наработанных в детском саду навыков. Так как основная задача родителей состояла в том, чтобы закрепить навыки, усвоенные ребенком, и мотивировать его на дальнейшую работу. Родителям были даны рекомендации и предложены различные игры по формированию слоговой структуры слова.После осуществления экспериментальной коррекционной работы специалистов ДОУ по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности данной работы.Оценка эффективности проводилась по методикам обследования, проведенным в ходе констатирующего эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлен в таблице 1.Таблица 1. Результаты диагностики уровня развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения.Из таблицы видно, что в результате реализации программы логопедического сопровождения по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития улучшились показатели. Таким образом, взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе логопедического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повышает эффективность работы учителя-логопеда, сокращает время коррекции, повышает качество образовательного процесса.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Леванова Т.А., Цвирко О.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 198 - 204. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17501 (дата обращения: 19.05.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*