'
Скипор Г.Ф.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ *
Аннотация:
в статье представлена методика обследования уровня сформированности и качественного своеобразия синтаксической стороны речи у обучающихся 4-х классов с легкой умственной отсталостью, дан анализ результатов обследования.
Ключевые слова:
синтаксис, легкая умственная отсталость, понимание предложений, построение предложений, синтаксическая сторона речи
На современном этапе развития системы образования умственно отсталых школьников четко определены требования к планируемым результатам их школьного обучения. Так, составление предложений различной структуры из заданных слов или по сюжетным картинкам, восстановление правильного порядка слов в них является минимальным уровнем усвоения программы по русскому языку у обучающихся данной нозологии [5].Однако, организация логопедической работы в этом направлении сопряжено с трудностями подбора эффективных методик и приемов, учитывающих специфические особенности синтаксической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью.Исходя из этого мы разработали и реализовали проект, направленный на выявление проявлений нарушенного синтаксического строя речи и развитие синтаксической стороны речи у обучающихся 4-х классов с легкой умственной отсталостью.На диагностическом этапе проекта нами был разработан и проведен диагностический комплекс, направленный на выявление уровня сформированности и специфических особенностей синтаксического строя речи у умственно отсталых четвероклассников. Диагностический комплекс был представлен двумя направлениями: обследование уровня понимания предложений и обследование умений построения предложений. Каждое направление включало в себя блоки заданий на определенные синтаксические конструкции по несколько серий заданий. Оценивание результатов выполнения диагностических проб осуществлялось с использованием балльной оценки. По итогам проведения диагностики полученные результаты были суммированы, что позволило нам выявить четыре уровня сформированности синтаксического строя речи у данной категории детей: низкий, ниже среднего, средний и выше среднего.Диагностический этап проекта был проведён в феврале 2024г на базе одного из краевых общеобразовательных учреждений Красноярского края с обучающимися 4-х классов с легкой умственной отсталостью.В результате исследования первого направления «Понимание предложений» были выявлены два уровня успешности: средний и ниже среднего (по 50% участников проекта).Сопоставление полученных результатов позволило нам выявить закономерность – чем сильнее было нарушено понимание предложений у четвероклассников с легкой умственной отсталостью, тем хуже они справлялись и с заданиями на построение предложений.При выполнении блоков заданий первого направления диагностики – понимание предложений – типичными ошибками являлись: ориентация только на прямую последовательность слов, как следствие инвертированные и пассивные конструкции в основном понимались неправильно, сложности в понимании отношений, выраженных при помощи атрибутивного родительного падежа, неправильное понимание, смешение сложных предлогов со значением пространственного положения (из-за, из-под). При этом в группе с уровнем ниже среднего при выполнении заданий на понимание предложений участники проекта часто просили повторить предложения, многократно меняли свои ответы, пытаясь отгадать, часто отказывались давать ответ.У участников проекта со средним уровнем понимания также отмечались сложности понимания сложных речевых конструкций, но они правильно понимали и принимали помощь педагога, которая помогала им выполнить задания. Они допускали меньше ошибок при ориентации на прямую последовательность слов в предложении, не пытались угадать значение и смысл фраз.Анализ результатов второго направления диагностики – построение предложений – позволил выделить также два уровня сформированности синтаксической стороны речи у обучающихся 4-х классов с легкой умственной отсталостью: средний (40%) и ниже среднего (60%).Количество ошибок, допускаемых при составлении предложений варьировалось в зависимости от типа заданий и типа синтаксических конструкций. Так наиболее успешно участники проекта справились с заданиями на повторение предложений. В зависимости от структуры предложения самыми сложными для составления были сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. При построении этик моделей предложений допускалось много ошибок во всех типах заданий: добавление пропущенного слова, окончание предложения, восстановление нарушенного порядка, добавление нужного предлога, союза или союзного слова.Большинство участников проекта допускали ошибки в употреблении предлогов, в подборе правильной грамматической формы слова. Часто пропускали члены предложения, в том числе и главные. Часто наблюдались нарушения семантических связей внутри предложений. Структура предложений упрощалась, отличалась аморфностью и фрагментарностью. Обучающиеся не могли правильно согласовать прилагательные с существительными в числе и падеже. Большое количество ошибок было допущено в употреблении предложно-падежных конструкций. Особенно сложными оказались дательный и творительный падежи. Они часто заменялись родительным и именительным.Также анализ результатов заданий, направленных на самостоятельное построение предложений показал, что дети использовали преимущественно короткие предложения в 2 - 4 слова. Сложные предложения, в большинстве случаев отсутствовали. Это говорит нам о низком уровне применения детьми с умственной отсталостью фразовой речи, что затрудняло составление связного развёрнутого сообщения.Многими исследователями установлено, что для детей с интеллектуальными нарушениями для успешной социализации очень важна коммуникация, которую в свою очередь обеспечивает развитый синтаксический строй. Речевые и языковые средства умственно отсталых школьников трудно формируются и быстро утрачиваются без систематического закрепления и упражнения. Поэтому они нуждаются в непрерывном логопедическом сопровождении, в том числе и в каникулярное время. Исходя из этого базой реализации проекта мы выбрали летний пришкольный лагерь, а полученные результаты диагностики позволили нам определить стартовое состояние синтаксического строя речи участников проекта для разработки программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы.Сопоставив результаты диагностики по обоим направлениям, мы смогли разделить детей на две группы: с минимальным и достаточным уровнем сформированности синтаксического строя речи. Это позволило нам осуществить дифференцированный подход к разработке содержания дальнейшей логопедической работы нашего проекта.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Скипор Г.Ф. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 213 - 217. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17504 (дата обращения: 13.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*