'
Аркадий Р.М., Япарова О.Г.
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности у детей с агрессивным поведением в среднем школьном возрасте. В работе анализируются подходы к понимаю «коммуникативной компетентности» и «агрессивности» в трудах зарубежных и отечественных психологов. Приводятся результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности у обучающихся с агрессивным поведением в подростковом возрасте.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, агрессивность, агрессивное поведение, школьный возраст, обучающиеся
Исследование агрессивного поведения у подростков сегодня актуально не только из-за проблем в системе образования, но и всего общества в целом. Поведение подростков отражает текущие явления общества. Напряженность и чувство отчуждения в отношениях усиливаются из-за нестабильной социально-экономической ситуации, что приводит к увеличению различных отклонений в развитии личности и поведении молодого поколения [3].В наше время умение эффективно общаться становится ключевым аспектом формирования личности в любом возрасте, включая подростковый период. Важно, чтобы подростки умели налаживать контакты друг с другом, так как через общение они учатся не только взаимодействовать и находить общие точки зрения при решении различных проблем, но и развивают навыки профессионального решения возникающих трудностей [1].Особое внимание следует уделить развитию коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением. Им часто не хватает навыков культурного общения, что приводит к неконтролируемым эмоциональным всплескам в сложных ситуациях. Из-за такого поведения сверстники часто исключают их из своего окружения [2].Поэтому проблема коммуникативной компетентности является очень злободневной и актуальной для комплексного исследования и для выявления факторов, способствующих возникновению этого феномена.Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей коммуникативной компетентности у подростков с агрессивным поведением.Мы установили, что чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше проявление агрессивности у обучающихся.На первом этапе нашего исследования мы измерили показатели уровня коммуникативной компетентности и наличие агрессивности у подростков. Для этого использовали диагностику уровня оценки самоконтроля в общении М. Снайдера методика «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут. Испытуемыми в нашем исследовании были 52 ученика средней школы, возраст 12-13 лет.Результаты по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении, М. Снайдер представлены в таблице 1.Таблица 1. Показатели уровня оценки самоконтроля в общении (по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении» М. Снайдер). Результаты по методике «Уровень оценки самоконтроля в общении, М. Снайдер показал, что у школьников наименее выражен высокий уровень оценки самоконтроля в общении по сравнению со средним и высоким уровнями (10 % против 50 % и 40 % соответственно).На утверждение «В компании я редко оказываюсь в центре внимания …» обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности ответили, что это верно, а с низким уровнем ответили – неверно.На утверждение «Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден…» обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности ответили, что это верно, а с низким уровнем ответили –неверно.Исходя из данной диагностики, можно отметить, что большинство испытуемых имеют преимущественно средний уровень развития коммуникативной компетентности. Однако значительная часть участников исследования не достигли достаточного уровня сформированности компетентности в общении.Результаты по анкете «виды агрессивности» Л.Г. Почебут представлены в таблице 2.Таблица 2. Показатели уровня видов агрессивности (по анкете «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут).Результаты по анкете «виды агрессивности» Л.Г. Почебут констатировали тревожную тенденцию: половина школьников оказались со средним уровнем агрессивности (50 %). Наименее выражен у школьников высокий уровень (8%) и низкий уровень (10%).Таким образом, ответы детей подтвердили, что в детской среде испытуемых не до конца сформирована коммуникативная компетентность.Для установления особенностей коммуникативной компетентности агрессивного поведения подростков нами был произведен анализ с помощью метода математической статистики Манна-Уитни.Полученные данные представлены в таблице 3.Таблица 3. Непараметрический статистический критерий Манна-Уитни по методикам «Уровень оценки самоконтроля в общении» М. Снайдер и анкете «Виды агрессивности» Л.Г. Почебут. Примечание: *- значимость результатов при р≤0,01, **- значимость результатов при р≤0,05Как видно из таблицы 3, что эмпирическое значение Ю-критерия меньше критического. Это показывает наличие между коммуникативной компетентностью и агрессивностью у подростков.Таким образом, можно сделать следующие выводы:- при низком уровне коммуникативной компетентности выявлен высокий уровеньагрессивности;В результате проведенного исследования, наша гипотеза о том, что, чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше показатели агрессивности в школе, нашла свое подтверждение.
Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5
Ссылка для цитирования:
Аркадий Р.М., Япарова О.Г. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 283 - 288. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17515 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*