'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 5
  4. Научная статья № 76

Просмотры  270 просмотров

Коледачкин А.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И СИМУЛЯЦИЙ В ТЕСТИРОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИИ *

  


Аннотация:
в условиях стремительного усложнения архитектуры и функциональности современного программного обеспечения, традиционные методы ручного тестирования сталкиваются со значительными ограничениями. Моделирование и симуляции предлагают альтернативный подход, предоставляя возможность создания виртуальных сред, позволяющих тестировать системы в контролируемых условиях и с широким спектром сценариев. Однако, даже современные методы моделирования и симуляции часто требуют значительных ручных усилий для создания и настройки моделей, что ограничивает их масштабируемость и эффективность   

Ключевые слова:
стратегия тестирования, автоматизация тестирования, качество продукта, моделирование, симуляции, искусственный интеллект, машинное обучение, глубокое обучение, ИИ агенты, генеративные модели, оптимизация   


Введение.

Разработка и внедрение современного программного обеспечения характеризуются увеличением сложности, разнообразия функций и масштабов систем. Традиционные методы ручного тестирования, несмотря на свою ценность, оказываются неэффективными перед лицом растущей комплексности и динамики современных программных решений. Необходимость в более эффективных и гибких подходах к тестированию становится очевидной, чтобы удовлетворить растущие требования к качеству, надежности и скорости вывода программных продуктов на рынок.

Моделирование и симуляции предлагают перспективную альтернативу традиционным методам тестирования, позволяя создавать виртуальные среды, которые позволяют имитировать реальные условия работы программного обеспечения с различными сценариями и параметрами. Однако традиционные методы моделирования и симуляции также часто требуют значительных ручных усилий для создания и настройки моделей, что ограничивает их масштабируемость и эффективность. В этом контексте интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в моделирование и симуляции представляет собой прорывной подход, который имеет потенциал революционизировать практику тестирования программного обеспечения. ИИ может автоматизировать создание и оптимизацию моделей, повысить точность и эффективность анализа результатов и обучить ИИ-агентов для автоматизации процесса тестирования.

В связи с этим, теоретическая значимость работы заключается в глубоком анализе интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в методы моделирования и симуляции, традиционно используемых при автоматизации тестирования программного обеспечения. Работа представляет собой систематизированное изучение ключевых преимуществ и особенностей применения ИИ в этой сфере, включая автоматизированное создание и оптимизацию моделей, совершенствование анализа результатов и разработку ИИ-агентов для автоматизации тестирования. Исследование также вносит вклад в развитие теории и практики использования машинного обучения, глубокого обучения, генеративных моделей и других инструментов ИИ в контексте тестирования программного обеспечения. Результаты исследования расширяют понимание механизмов взаимодействия между ИИ и традиционными методами моделирования и симуляции, а также открывают новые перспективы для дальнейших исследований в этой области.

Практическая значимость работы, в свою очередь, заключается в предоставлении конкретных решений для преодоления существующих проблем в тестировании программного обеспечения. Результаты исследования могут быть применены на практике для повышения эффективности и качества процесса тестирования, ускорения вывода программных продуктов на рынок и сокращения затрат на разработку и тестирование. Статья представляет комплексный обзор современных методов моделирования и симуляции с интеграцией ИИ, что позволяет специалистам в области QA и разработки программного обеспечения применять эти инновационные подходы на практике.

Таким образом, данная работа имеет высокую теоретическую и практическую значимость, внося существенный вклад в развитие состояния искусства в области тестирования программного обеспечения и открывая новые горизонты для дальнейших исследований и практического применения.

Материалы и методы.

Данная статья основывается на обширном анализе существующей литературы в областях определенного проблемного поля: тестирования программного обеспечения, моделирования и симуляции, а также искусственного интеллекта. В процессе исследования были изучены работы ведущих теоретиков и практиков в этих областях, что позволило выявить ключевые тенденции и перспективные направления развития.

Кроме того, в рамках исследования был проведен эксперимент, целью которого являлась оценка эффективности RL-агентов для автоматизации тестирования веб-приложения. Был разработан RL-агент на основе алгоритма Deep Q-Network (DQN), который обучался взаимодействовать с веб-приложением, реализующим функции интернет-магазина. Эффективность агента оценивалась по таким метрикам, как процент успешных выполнений тестовых сценариев, покрытие кода и время выполнения тестирования. Результаты эксперимента сравнивались с результатами ручного тестирования, проводимого экспертом по тестированию.

Для систематизации и обобщения информации был применен метод контент-анализа, который позволил выделить ключевые концепции, принципы и практики, используемые в моделировании и симуляции с интеграцией ИИ в контексте тестирования программного обеспечения. В ходе анализа были выявлены ключевые преимущества и особенности применения ИИ в этой сфере, включая автоматизированное создание и оптимизацию моделей, совершенствование анализа результатов и разработку ИИ-агентов для автоматизации тестирования. В работе также были применены методы сравнительного анализа и систематизации информации, что позволило выявить ключевые проблемы, связанные с использованием ИИ в моделировании и симуляции в процессе тестирования.

В результате проведенного исследования были сформулированы ключевые выводы о потенциале ИИ для преобразования практики тестирования программного обеспечения и повышения его качества и надежности. Данная статья представляет собой систематизированный обзор современных методов моделирования и симуляции с интеграцией ИИ, что делает ее ценным ресурсом для специалистов в сфере QA и разработки программного обеспечения.

 

 

Основное содержание исследования.

  1. Теоретические основы моделирования и симуляции в тестировании ПО.

Сегодня мы видим, как программное обеспечение становится всё более сложным. Системы приобретают многоуровневую распределенную архитектуру, а их функционал расширяется с невероятной скоростью. В этом контексте традиционные методы тестирования, основанные на ручном выполнении тестовых сценариев, оказываются недостаточными для обеспечения необходимого уровня качества и надежности ПО [2, 3]. В ответ на эту проблему происходит эволюция парадигмы тестирования ПО, переход от традиционных методов к более современным подходам, основанным на моделировании и симуляции. Эти технологии позволяют превратить абстрактные концепции, заложенные в проектировании системы, в конкретные, измеримые результаты, что дает возможность оценить качество и надежность программного обеспечения еще до его реализации.

Моделирование в этом контексте представляет собой процесс создания упрощенного представления реальной системы, фокусируясь на ключевых аспектах ее функционирования. Это представление может быть реализовано в виде математических моделей, диаграмм UML [8], формальных спецификаций, используя инструменты CASE (Computer-Aided Software Engineering) или языки моделирования вроде SysML или BPMN. Инструменты CASE, такие как IBM Rational Software Architect, Enterprise Architect или Microsoft Visual Studio, предоставляют широкий набор функций для моделирования систем в виде диаграмм UML, позволяя описывать классы, интерфейсы, зависимости и поведение системы. Языки моделирования вроде SysML (Systems Modeling Language), используемый в инженерных дисциплинах, и BPMN (Business Process Model and Notation), ориентированный на моделирование бизнес-процессов, позволяют создавать более детализированные модели, включая физические компоненты, взаимодействия между ними и поведение системы в разных условиях.

Симуляция же является процессом исполнения этой модели в виртуальной среде, позволяя проводить эксперименты и анализировать результаты в управляемых условиях. Использование программных платформ вроде Simulink (MATLAB) или Modelica позволяет создавать виртуальные двойники реальных систем, позволяя проводить виртуальные испытания и анализировать поведение системы в разных условиях.

Современные технологии моделирования и симуляции включают в себя:

Виртуальные машины (VM) и эмуляторы.

Позволяют создавать виртуальные среды, в которых можно запускать программное обеспечение в изоляции от реальной операционной системы [5, 6]. Технологии виртуализации, такие как VMware или VirtualBox, позволяют создавать виртуальные машины с разными операционными системами, что дает возможность тестировать программное обеспечение в разных конфигурациях и средах. Эмуляторы, такие как QEMU или Xamarin Android Emulator, имитируют работу целых устройств, включая процессор, память и периферийные устройства, что позволяет проводить тестирование в реалистичных условиях.

Применение виртуальных машин (VM) и эмуляторов в разработке и тестировании программного обеспечения требует оптимизации для достижения максимальной эффективности. Оптимизация производительности VM и эмуляторов достигается путем выбора подходящего типа (VM обеспечивают более высокую производительность за счет виртуализации и параллелизации ресурсов), профилирования приложения для определения критических ресурсов и соответствующей настройки VM/эмулятора, использования кэширования операционной системы и приложений для сокращения обращений к диску. Упрощение конфигурирования VM и эмуляторов достигается использованием готовых образов операционных систем и приложений, автоматизацией конфигурации с помощью скриптов (например, Ansible, Chef, Puppet) и использованием систем управления конфигурациями (например, Terraform). Эти методы позволяют снизить ручной труд и увеличить скорость настройки. Прогнозирование развития технологий виртуализации и эмуляции позволяет оптимизировать применение VM и эмуляторов в будущем. Виртуализация на уровне железа (например, Intel VT-x, AMD-V) увеличивает производительность VM за счет снижения накладных расходов на виртуализацию, а технологии ускоренной эмуляции (например, QEMU, KVM) позволяют ускорить процесс эмуляции за счет использования аппаратных ресурсов. Развитие облачных платформ (например, AWS, Azure, Google Cloud) предоставляет готовые решения для размещения и управления VM и эмуляторами, что значительно упрощает их использование.

Моделирование на основе агентов (Agent-based Modeling).

Представляет собой подход к моделированию систем, в котором система представлена в виде совокупности взаимодействующих агентов, каждый из которых имеет свои собственные правила поведения и взаимодействия с окружающей средой. Каждый агент обладает собственными правилами поведения и взаимодействует с окружающей средой и другими агентами, что позволяет моделировать эмерджентные свойства системы, которые не могут быть предсказаны на основе анализа отдельных агентов. Для реализации ABM используются такие языки программирования, как Python или Java [7], что позволяет создавать гибкие и настраиваемые модели. Однако, важно учитывать сложность разработки и анализа ABM-моделей, а также проблемы валидации моделей и интерпретации результатов.

Системы виртуальной реальности (VR).

Системы виртуальной реальности (VR) предлагают уникальную возможность для тестирования программного обеспечения в иммерсивной среде, позволяя пользователям взаимодействовать с виртуальными объектами и пространством, создавая реалистичный контекст для оценки юзабилити и интерактивности. VR-тестирование особенно актуально для приложений с высокими требованиями к интерактивности, таких как игры, тренажеры, а также приложения для AR/VR [9, 10], где традиционные методы тестирования ограничены двумерным интерфейсом.

Применение VR-тестирования позволяет выявлять проблемы с юзабилити и интерактивностью программного обеспечения, которые не могут быть выявлено при традиционном тестировании. Например, VR позволяет оценить эргономику управления в игре или тренажере, изучить эффективность визуального отображения информации в иммерсивной среде. VR-тестирование требует специализированных инструментов и методик — для создания виртуальных миров используются двигатели игры (например, Unity или Unreal Engine), а для проведения тестирования необходимы VR-гарнитуры и отслеживающие системы.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Коледачкин А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И СИМУЛЯЦИЙ В ТЕСТИРОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИИ // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 513 - 540. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17546 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17546



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.