'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (78) том 5
  4. Научная статья № 77

Просмотры  29 просмотров

Корнилов Ю.А.

  


ПАРАДИГМАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НАТУРФИЛОСОФИИ В РУССКОМ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕИЗМЕ ВТОР. ПОЛ. XIX – НАЧ. XX ВВ. *

  


Аннотация:
в данной статье раскрываются наиболее существенные особенности натурфилософии в русском духовно-академическом теизме рубежа XIX – нач. XX вв. Данный период характеризуется расцветом православно-теистическом мысли в Российской империи и позволяет выявить специфику понимания философии природы в этой философской традиции, которая в указанном отношении уникально синтезировала в себе различные теоретические направления (восточнохристианское, западное схоластическое и новоевропейское)   

Ключевые слова:
духовно-академический теизм, православная философия, натурфилософия, философия природы, восточное христианство   


Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что русская духовно-академическая философия по сей день остается не до конца изученным направлением отечественной мысли. Также заявленная тема является актуальной по причине непрекращающихся дискуссий на тему взаимоотношения религиозного-философского понимания реальности и естественнонаучного знания.

Натурфилософские воззрения русских православных духовно-академических авторов, как правило, рассматриваются исследователями в каком-то определенном контексте. Прежде всего, нас интересуют работы, посвященные онтологическим воззрениям представителей русской православно-теистической философии: И. В. Гунькина [4], В. А. Поль [6], Я. В. Бондаревой, И. И. Семаевой, Т. А. Моисейкиной [2]. Значимыми в интересующем нас отношении являются работы, анализирующие реакцию духовно-академической мысли на наследие немецкой классической философии, в частности на пантеистические системы. Этому вопросу посвящены работы В. В. Антиповой [1], В. В. Гилевой [3], О. Д. Мачкариной [5] и др.

Анализ рукописного и печатного фондов дореволюционных духовных академий, проведенный нами, позволил восполнить разрозненные сведения о состоянии православно-теистической философии природы в указанный в заглавии статьи период.

Стало очевидно, что русская духовно-академическая натурфилософия втор. пол. XIX – нач. XX вв. представляет собой оригинальное историко-философское явление, сопоставимое с известными системами философии природы отечественного и зарубежного происхождения. Об этом свидетельствует обстоятельная православно-теистическая критика пантеистической космологии, ньютоно-картезианских представлений о пространственно-временном континууме, кантианского понимания пространства и времени, материалистического атомизма, позитивистского сциентизма, дарвинистской натурфилософии и других течений, осмысляющих феномен природы.

С историко-философской точки зрения православная духовно-академическая философия природы указанного периода находится на линии развития христианизированного платонизма и аристотелизма, в определенной мере соответствуя натурфилософским разработкам представлений о материи, атоме, пространстве и времени патристического и схоластического периода и отстаивая позиции библейского теистического креационизма и провиденциализма.

В то же время православно-теистическая мысль исторически встроилась в общеевропейский процесс становления новоевропейской науки, сумев вобрать в свой философский оборот новый язык описания природной действительности, порожденный экспериментальным математизированным естествознанием. Важными для православных академистов были не только критические замечания в адрес светской натурфилософии, но также и опыты положительного согласования библейско-христианской картины мира с пониманием реальности в рамках естественных наук. Теисты не воспринимали естествознание как безусловно враждебную по отношению к религиозному мировоззрению силу.

Русская духовно-академическая натурфилософия базировалась на оригинальной теоретико-методологической парадигме, которая ориентировалась на принципы дисциплинарного синтеза, целостного знания, преодоления крайних метафизических концепций (фидеизма и рационализма, витализма и механицизма, идеализма и материализма, догматизма и критицизма), обнаружения ограниченности человеческого разума, внимание к субъективно-психологической детерминации процесса познания. Указанный подход позволил православно-теистической мысли во многом совпасть с пониманием природы в науке XX в.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (78) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Корнилов Ю.А. ПАРАДИГМАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НАТУРФИЛОСОФИИ В РУССКОМ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕИЗМЕ ВТОР. ПОЛ. XIX – НАЧ. XX ВВ. // Вестник науки №9 (78) том 5. С. 541 - 544. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17547 (дата обращения: 12.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17547



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.