'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 2
  4. Научная статья № 42

Просмотры  51 просмотров

Коткина Т.В.

  


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОГОВОРКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ *

  


Аннотация:
рассматривается понятие антикоррупционной оговорки, ее нормативное регулирование, особенности включения в госконтракты. Автором делается вывод об отсутствии необходимости включения антикоррупционной оговорки во все госконтракты независимо от сферы их применения.   

Ключевые слова:
госзакупки, государственный контракт, муниципальный контракт, коррупция, антикоррупционная оговорка   


В целях недопущения коррупции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд нормами действующего законодательства [1,2] предусмотрен ряд мер, одной из которых является включение в контракты антикоррупционной оговорки. Она представляет собой особые условия, включаемые в контракт как гражданско-правовой договор, направленные на предотвращение совершения коррупционных действий сторонами при его исполнении.В соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ) [3], стороны вправе заключать договор с любыми условиями, не противоречащими требованиям закона, которые являются разумными и исполнимыми, а также не заключать договор с неподходящими условиями, в том числе с антикоррупционной оговоркой. Такая оговорка в контракте обычно оформляется отдельным разделом, в котором закрепляются:– запрет на совершение любых действий, которые могут быть расценены как коррупционные,– порядок действий при возникновении у стороны подозрений нарушения запретов контрагентом,– права стороны при подтверждении факта совершения нарушения другой стороной.Антикоррупционная оговорка не является обязательной, поскольку она не указана в качестве подлежащей включению в контракт в ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Однако существуют исключения: например, когда ее наличие предусмотрено антикоррупционной политикой заказчика или локальном нормативном акте, и если она включена в типовые условия контракта, установленные Правительством РФ и обязательные для применения при формировании проекта контракта. Например, оговорка предусмотрена в типовых контрактах на оказание охранных услуг [4], услуг по проведению специальной оценки условий труда [5], а также в сфере космической деятельности [6]. Минтруд России рекомендует заказчикам самостоятельно определять возможные в их деятельности и возникающие при закупочных процедурах коррупционные риски и коррупционные индикаторы и планировать мероприятия по противодействию коррупции [7].Так, планом мероприятий по противодействию коррупции на территории города Сургута на 2021-2024 годы предусмотрены следующие мероприятия:– организационно-правовые мероприятия по повышению эффективности антикоррупционной деятельности (проведение мониторинга муниципальных правовых актов на соответствие действующему законодательству, освещение антикоррупционной деятельности в СМИ, проведение просветительских мероприятий и др.),– кадровая работа органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции (дополнительное образование служащих, исключение отделов, выполняющих дублирующие функции и т.д.),– антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов,– участие институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности Администрации,– совершенствование организации закупок, осуществление муниципального финансового контроля,– мероприятия по повышению эффективности антикоррупционной деятельности в отдельных сферах [8].Этими же рекомендациями [5] государственным и муниципальным заказчикам рекомендовано включать в заключаемые контракты антикоррупционную оговорку. Обязанность применять антикоррупционную оговорку предусматривается локальными нормативными актами заказчика. При публикации закупки обязательному размещению в открытом доступе подлежит проект контракта, который будет заключен по итогам проведения торгов. Если потенциальный поставщик не желает подписывать в случае победы контракт с антикоррупционной оговоркой, он может не принимать участия в торгах. Если же его не устраивает предлагаемая формулировка оговорки, она может быть изменена по соглашению сторон. Также предусматривается возможность предоставления поставщиком заказчику официального письма с заверением о соблюдении положений действующего законодательства, что будет свидетельствовать о принятии заказчиком всех возможных мер по предотвращению правонарушений коррупционного характера.С учетом важности соблюдения антикоррупционного законодательства в сфере государственных закупок отдельными правоведами предлагается сделать антикоррупционную оговорку неотъемлемой частью контрактов в любой сфере [9]. Полагаем, что в этом нет необходимости, поскольку соблюдать требования антикоррупционного законодательства обязаны все субъекты, а включение оговорки в отдельные типовые контракты обусловлено важностью сфер деятельности, в которых они применяются.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коткина Т.В. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОГОВОРКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ // Вестник науки №10 (79) том 2. С. 265 - 269. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17719 (дата обращения: 28.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17719



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.