'
Батыгова А.Б., Далиева Э.Х.
ДИАЛОГИ В РУССКИХ БАЛЛАДАХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА *
Аннотация:
в статье рассматривается диалогизация в русских балладах начала ХХ века. Приведены примеры некоторых баллад для более точного исследования
Ключевые слова:
баллады, В. Брюсов, ХХ век, И. Бунин, диалог, персонажи
Русская поэзия в начале прошлого столетия, претерпевала изменения в своём жанре и стиле. В начале ХХ века баллада переживает второе рождение именно тогда, когда чувствовалась потребность в новой стилистике и форме повествования, а также в момент кризиса традиционной лироэпической поэмы. Изменения модели жанра в балладах определена лиризацией, драмой, новеллой[ 2. С. 15]. Также использовался веерный метод жанрообразования, исходя из которого в границах одной культурной парадигмы вместе существуют разнообразные жанровые виды. Кроме того, одной из причин изменения балладой формы является ее взаимодействие с элегией, романсом, идиллией и тд. В связи с этим появились различные варианты синтетических структур, которые называют предбалладными. Вместе с изменением балладной структуры стали претерпевать изменения и субъектные организации баллады. Например, к минимуму сведены приемы классического безличного повествования, которые прослеживались еще в работах поэтов-романтиков. Доминирует лирический компонент на уровне субъектных отношений. Самым популярным направлением в развитии баллад являются диалогизация и драматизация. Большинство баллад русской поэзии начала ХХ века основываются лишь на разговор двух главных героев, который имеет собственный характер разговора. Здесь изменения в балладах происходят при индивидуальной манеры речи героев, а также отсутствия авторской позиции по отношению к героям. Сведены к минимуму эпизодичность и ситуативность. Для баллад теперь характерен опосредованный сюжет, который есть и в драматических произведениях. Высказывания героев – это непрерывная линия. Каждый момент плотно прилегает к другому, что позволяет событиям развиваться достаточно динамично. Для наглядности стоит рассмотреть одну из баллад И. Бунина «Два голоса». Диалог матери и сына построен на противоречии друг другу. Если говорить о стилистической окрашенность, то можно увидеть, как каждая реплика самостоятельная. Речь матери обособлена многоточиями. Это показывает, как мать переживает за сына. По своей структуре это напоминает балладу Н. Карамзина «Кладбище», чье построение «представляется нам в виде двух сфер, которые, противостоя друг другу, составляют единое целое и выражают двойственную авторскую позицию» [1, С. 63]. Структура диалогов в тексте показывает дуализм в понимании смерти. Баллады В. Брюсова также драматичны, симптоматичны и романтичны. Голоса героев также графически выделены, реплики отделены друг от друга. Тенденция к диалогам есть также в балладах Н. Гумилева. Тексты его баллад основаны на обращении к определённому адресату. В основном, все диалоги построены на разговорах между возлюбленными. Содержание баллад модернизировано, включаются внесюжетные элементы пейзажей и композиций, увеличивается эмоциональный подтекст, воспроизведения с помощью приемов психологизма внутреннего состояния героя, усиливается роль лирических отступлений, монологов и диалогов, эксплификация авторского присутствия. Наконец, основной тенденцией баллады в творчестве поэтов Серебряного века – это жанровая гибридизация, создание освобожденных баллад, предбаллад, стихотворений балладного тона, которые основаны на отношении жанров, признаки которых акцентированы и вторично разыграны в тексте, а также на сочетании разностадиальных (литературных и фольклорных) жанровых моделей [4].
Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4
Ссылка для цитирования:
Батыгова А.Б., Далиева Э.Х. ДИАЛОГИ В РУССКИХ БАЛЛАДАХ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 21 - 23. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1772 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*