'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 2
  4. Научная статья № 48

Просмотры  1068 просмотров

Романова Е.А.

  


ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются формы социального обеспечения, установленного законодательством Российской Федерации. Автором статьи рассмотрены категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение, а также формы данного обеспечения. В завершении статьи автор приходит к выводу о том, что разделение социального обеспечения на виды связаны с особенностью его форм и адресатов.   

Ключевые слова:
социальное обеспечение, медицинская помощь, лекарственное обеспечение, денежное обеспечение, натуральное обеспечение   


Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации [1]. Суть его заключается в том, что государство оказывает человеку поддержку в связи с тяжелой жизненной ситуацией, в которую попал гражданин вследствие состояния здоровья, возраста и иных причин. Социальное обеспечение - актуальная мера поддержки для тех, чье социальное благополучие находится под угрозой.Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме них могут быть и иные формы обеспечения, имеющие различные источники финансирования. Так на социальное обеспечение закладываются бюджетные средства и частично оно финансируется из фонда социального страхования, в которые производят отчисления работодатели. Социальное обеспечение является всеобщим для тех категорий граждан, которые вправе его получать по закону. Для назначения той или иной формы обеспечения с юридической точки зрения важно, чтобы был доказан факт права на ее получение.Рассмотрим формы социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: формы социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).Можно выделить несколько видов социального обеспечения по их форме:- денежные выплаты в виде пособий или пенсий, которые связаны с конкретным получателем, и получаются им адресно в наличной или безналичной форме,- натуральный вид помощи – он основан на фактическом предоставлении некоего объекта, в котором гражданин нуждается,- льготы или определённые виды услуг, которые могут выражаться в повышении количества или объема применяемых мер поддержки или же в частичной компенсации тех платежей, которые являются для гражданина обязательными,- компенсация затрат на различные медицинские и оздоровительные услуги,- непосредственное предоставление услуги (например, уход за гражданами, находящимися на социальном обслуживании).Медицинская помощь, финансируемая за счет средств бюджетов всех уровней, имеет всеобщий характер, выражающийся в её предоставлении всем гражданам без каких-либо условий. Классифицировать нормы о медицинской помощи можно в зависимости от субъекта, имеющего право на её получение.Основы социального обеспечения граждан нашей страны указаны в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].Рассматривая право на получение лекарств, нужно отметить, что бесплатное лекарственное обеспечение получают те граждане, которые принимали участие в боевых действиях, имеют инвалидность как с рождения, так и в результате прохождения ими воинской службы, являются инвалидами I и II групп, лица, представленные к высшим государственным наградам. Кроме того, законодательно предусмотрена возможность получения лекарств с пятидесятипроцентной скидкой для таких категорий граждан как работники тыла, инвалиды второй и третий групп, жертвы репрессий, пенсионеры, получающие пенсии по инвалидности, старости, потере кормильца.Таким образом, можно отметить, что система социального обеспечения в Российской Федерации имеет разветвленную структуру. В основе социального обеспечения находится представление о минимальной потребности человека в получении определенных благ для нормальной жизнедеятельности. Формы социального обеспечения разделяются в зависимости от того, на основании чего предоставляется данное обеспечение, кому и в какой форме оно предоставляется.Анализ указанных положений социального обеспечения позволяет нам сделать вывод о том, что данная поддержка населения объединяет в себе правовую, экономическую и политическую составляющие. С правовой точки зрения виды социального обеспечения регламентированы законодательными актами, с экономической точки зрения это виды помощи конкретным людям из средств государственного бюджета и фондов страхования, применяемые ввиду того, что они частично или полностью утратили доход, с политической же точки зрения – социальная помощь помогает снизить градус социальной напряженности в обществе. При этом вопрос социального обеспечения стоит в нашем обществе достаточно остро, поскольку население постепенно стареет, и повышение пенсионного возраста стало одной из возможностей частично уменьшить долю расходов бюджета на выплату пенсий, однако, данная мера не может применяться многократно.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Романова Е.А. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №10 (79) том 2. С. 302 - 305. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17725 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17725



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.