'
Татаринова К.А.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается применение метода мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда, что позволяет создать оптимальные условия для развития речевых и коммуникативных навыков детей.
Ключевые слова:
мультипликация, нетрадиционная технология, тяжёлые нарушения речи, речевое развитие
В настоящее время проблеме речевого развития детей уделяется большое внимание, связано это с тем, что у современных дошкольников, как правило, нарушено не только звукопроизношение, но и другие компоненты речи, такие как ритм речи, голосообразование, интонация, одним словом – звуковая культура речи. Известно, что речь является сложной психической функцией, на процесс ее формирования влияют множество факторов, такие как: течение беременности и протекание родов у матери, генетика, общее состояние здоровья ребёнка, его психическое состояние и те социальные условия, в которых он проживает. Неблагополучие этих факторов приводит к речевым расстройствам, которые вторично влияют на процесс становления психики ребёнка. Исходя из этого, приоритетным в практике дошкольного образования является преодоление задержек речевого развития. Помимо проблем в речевом развитии у таких детей часто встречаются неврологические проявления, как возбудимость, повышенная раздражительность и низкая мотивация к образовательной деятельности. Именно поэтому в логопедической работе должны быть реализованы два взаимосвязанных направления: коррекция собственно речевого расстройства и профилактика, преодоление вторичных отклонений со стороны познавательной и эмоционально-волевой сферы [1].Елена Владимировна Куфтяк в своей статье «Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» говорит о том, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества, способностей к партнёрскому диалогу со сверстниками и коммуникативных качеств личности [3].Все вышеперечисленные факторы препятствует процессу коррекции. Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения должна строиться в тандеме всех специалистов, что позволяет получить высокую эффективность в коррекционной работе, поэтому одной из форм такой работы может стать мультипликация.Мультфильмы – это очень эффективный инструмент для развития ребенка. С их помощью можно увлечь дошкольника в процесс обучения. При создании мультфильмов у детей развивается навык свободного общения со взрослыми и сверстниками и развитие всех компонентов устной речи. Значительно обогащается словарный запас, расширяются представления о предметах и объектах окружающего мира, явлениях общественной жизни, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности.В целом дошкольников характеризует то, что они любят заниматься продуктивными видами деятельности, большая роль отводится ролевой игре, а мультфильм помогает ребенку фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить, то есть развивать те личностные качества, которые по тем или иным причинам могут быть не сформированы. Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.Большую ценность имеет и то, что дети от начала до конца активно включены в процесс создания мультфильма, это интересная и увлекательная деятельность, так как ребёнок становится не только главным художником, который с помощью взрослого создаёт декорации, но и режиссером, придумывающим сюжет, придумывающим спецэффекты, а потом сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.Учитывая актуальность данной темы и необходимость в поиске новых формах коррекционной работы, мы реализовали данный вид деятельности на занятиях в кружковой секции «Мультстудия». Базой для данного исследования послужило муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость» комбинированного вида структурное подразделение детский сад № 209 г. Нижний Тагил, Свердловской области. В исследовании принимали участие воспитанники старшего возраста, имеющие статус ОВЗ, диагноз ТНР.Целью исследования стало развитие речевой культуры детей с ограниченными возможностями здоровья посредством создания собственных мультфильмов.Перед нами стояли задачи:Познакомить детей с процессом создания мультфильма и профессией мультипликатора,Расширить и обогатить словарный запас воспитанников,Автоматизировать в речи необходимые звуки,Развить интонацию и силу голоса в процессе озвучивания мультфильма,Воспитать умение слушать и слышать собственную речь,Продолжить развивать мелкую моторику воспитанников при создании героев и декораций.Процесс создания мультфильма предполагает следующие действия:Подготовительный этап: Определение темы мультфильма, детальное продумывание сюжета, составление текста, распределение ролей, создание персонажей и декораций.Основной этап: Покадровая съёмка мультфильма, озвучивание, монтаж видеоролика, подбор видеоэффектов и музыки.Заключительный этап: Просмотр готового видеопродукта, показ его родителям, детям в группе, обсуждение.Мы стремились разнообразить круг деятельности детей, так как обстановка должна стимулировать речевое развитие ребёнка, поэтому занятия по созданию мультфильма проводились как в группе, кабинете логопеда, так и в кабинете мультстудии. Преемственность в работе учителя-логопеда, педагога интерактивной студии и воспитателей создали плодотворную почву в организации коррекционной работы с воспитанниками.В процессе создания мультфильмов нам удалось решить множество коррекционных целей и задач. Воспитанники расширили пассивный и активный словарь профессиональной терминологией (сцена, фон, кадр, дубль), в процессе озвучивания кадров совершенствовали просодическую сторону речи, активно выполняли дыхательную гимнастику, что в дальнейшем благоприятно отразилось на умении выступать перед публикой, плавно выстраивать свою речь, строить речевое высказывание на выдохе. Велась работа над темпом и ритмом речи, что способствовало развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координаций, которые являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.Текст для озвучивания составлялся с учётом коррекционных потребностей каждого воспитанника, благодаря чему удалось автоматизировать в речи нужные звуки. На разных этапах работы, помимо звукопроизношения отрабатывалась грамматическая сторона речи, и, конечно, смысловая.В своей книге «Формирование правильной речи у детей с моторной алалией» Евгения Фёдоровна Соботович говорит о высокой роли музыки в стимулировании речи, уточнении слухового восприятия и развитие мелодики речи. Это подтолкнуло нас к идее предоставить выбор музыкального сопровождения детям, таким образом они сами определяют настроение истории, её темп и темп своей речи в озвучивании.Активная включенность детей в процесс создания декораций: рисование и вырезание деталей из бумаги и картона, создание героев из пластилина, природных материалов и других подручных средств - способствовало развитию мелкой моторики рук, которая является немаловажным критерием при работе над развитием речи. Проработка моторной сферы велась в процессе съемки самого мультфильма, когда ребёнку требовалось передвигать героев и мелкие предметы на несколько сантиметров, или даже миллиметров.Таким образом, можно сделать вывод о том, что нетрадиционная технология, как мультипликация, создаёт благоприятную среду для развития речевых и коммуникативных навыков детей, становится для педагога помощником в коррекционной работе. Создание собственных мультфильмов является огромным стимулом для формирования чистой и красивой речи и создания правильного образовательного пространства, которое формирует личность ребёнка.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 2
Ссылка для цитирования:
Татаринова К.А. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ // Вестник науки №10 (79) том 2. С. 361 - 366. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17737 (дата обращения: 28.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*