'
Хайрутдинова Р.И.
РОЛЬ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА СПО В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности работы педагога-куратора в сфере среднего профессионального образования, подчеркивается его роль в формировании профессиональной идентичности студента. Также акцентируется внимание на значимости наставника в процессе выбора будущей профессии и ее соответствия в профессиональном контексте.
Ключевые слова:
куратор, личность, студенты, воспитание, профессионализм
В условиях интеграции в мировое образовательное пространство актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании не только не снизилась, но и значительно возросла.Сегодня под воспитательной деятельностью понимается в основном внеклассная работа, то есть деятельность, направленная на организацию досуга учащихся. Воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеклассной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. Это связано с тем, что психологический возраст многих школьников значительно отстает от физиологического. Многим школьникам необходимо развивать свою социальную и гражданскую позицию, коммуникативные навыки, творческие способности и самовыражение. Школьники продолжают развиваться как субъекты учебной деятельности и еще не в полной мере реализуют свою роль активных участников собственного образования.Современное понимание воспитательной работы в основном сосредоточено на внеучебной деятельности, то есть мероприятиях, ориентированных на организацию досуга студентов. В роли наставника молодежи куратор обязан содействовать студентам в их адаптации к вузу, а также знакомить их с традициями университета в областях учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.Кураторство сегодня представляет собой не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и способствует социализации студентов, помогая им адаптироваться как к студенческой среде, так и друг к другу. Успех этого процесса во многом зависит от личных качеств куратора и его серьезного отношения к дополнительным обязанностям.Основное направление работы куратора должно заключаться в решении актуальной задачи воспитания в системе среднего профессионального образования — создании оптимальных условий для саморазвития личности студента.Куратор играет ключевую роль в мониторинге успеваемости и посещаемости студентов, корректируя данные на основе взаимодействия с преподавателями, администрацией техникума и родителями. Благодаря такому контролю, который поддерживает староста группы, проводятся классные часы, а результаты успеваемости и аттестации сообщаются родителям ежемесячно. В рамках своих коммуникационных обязанностей куратор способствует созданию позитивной психологической обстановки в группе, влияя на развитие межличностных отношений между студентами. Это позволяет ему осуществлять последовательную воспитательную работу в сотрудничестве с преподавателями различных предметов.В работе с группой куратор должен опираться на следующие принципы:1. «Уважай». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятии любого,2. «Обучай». В данном случае речь не идет о том, чтобы назначенный куратор обязательно вел занятия в группе на 1 курсе, хотя это – самый желательный вариант,3. «Доверяй, но проверяй». Студент отличается от школьника более широкими рамками свободы,4. «Формируй». Этот принцип работы куратора имеет долговременный, стратегический характер.Профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы – ибо это первый человек, преподаватель и старший товарищ, с которым сталкиваются бывшие абитуриенты, ставшие студентами первого курса. От того, насколько куратор сам по себе личность, от того, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень и очень много. Только за тем, кто может увлечь, кто достоин уважения, кто постоянно, на деле демонстрирует образец профессионально нравственной культуры, студенты пойдут. Из уст такого человека объяснения, разъяснения, не будет восприниматься «в штыки».Творческая сторона деятельности куратора заключается в организации внеучебных мероприятий для группы, что возможно лишь при его активном участии в творческом процессе. Индивидуальный подход к каждому студенту включает в себя учет таких факторов, как уровень интеллекта, способность преодолевать трудности, эмоциональное состояние и черты характера. Важно отметить, что методы работы куратора первокурсников отличаются от подходов к студентам старших курсов, так как новички сталкиваются с адаптацией к новым условиям жизни, включая вопросы питания, гигиены и подготовки к занятиям. Куратор должен знать каждого студента, его культурный уровень и способности, предоставляя необходимую помощь.Только системность и комплексность процесса воспитания, наряду с использованием актуальных и современных подходов, могут обеспечить положительный результат работы куратора.Обеспечение активного участия каждого студента в учебном процессе имеет первостепенное значение, и это достигается путем создания соответствующей атмосферы. Уникальность кураторской работы заключается в том, что куратор выступает как субъект, так и объект своей деятельности. Это дает ему возможность формулировать личные цели саморазвития и реализовывать их в ходе работы.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 2
Ссылка для цитирования:
Хайрутдинова Р.И. РОЛЬ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА СПО В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №10 (79) том 2. С. 371 - 374. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17739 (дата обращения: 28.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*