'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 2
  4. Научная статья № 72

Просмотры  48 просмотров

Шеститко Н.А., Безруков А.А.

  


ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ, ОТОРВАННОЙ ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (ПО РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается трагедия личности, оторванной от национальной традиции по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Печорина - центральный, многогранный с нравственными началами. Поразмыслив, можно понять, что его эгоизм и бессердечие - это не людная поза, не дань моде, а разумно обоснованная система поведения человека, убедившегося в несовершенстве веры «предков» характер доброй человеческой воли.   

Ключевые слова:
роман, образ, герой, трагедия, душа   


В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ярко раскрыта трагедия личности, оторванной от национальной традиции, которая проявляется через центрального персонажа — Григория Александровича Печорина. Этот образ представляет собой типичный пример «лишнего человека» — героя, который, будучи интеллигентом и человеком высокой культуры, не находит себе места в современном ему обществе и разрывает связи с традициями, как общенациональными, так и личностными.Национальная традиция в романе символизирует связь с народом, культурой и нравственными устоями общества. Однако Печорин сознательно отстраняется от этих аспектов жизни. Он не только утрачивает уважение к культурным и моральным ценностям, но и теряет интерес к общественной жизни и нормам поведения, выработанным веками. Примером может служить его циничное отношение к женщинам, что особенно проявляется в его романе с Белой, где он фактически разрушает жизнь девушки, не ощущая никакой ответственности.Этот отрыв от традиционных устоев, равно как и от глубинных нравственных ценностей, заставляет Печорина чувствовать внутреннюю пустоту. Национальные традиции могли бы предложить ему чувство причастности, цель и связь с обществом, но герой отвергает этот путь. Он не способен найти в себе силы и желания включиться в общественную жизнь или принять какую-то систему ценностей.Печорин, как чувствуют почти все читатели и критики, — персонаж трагический. В романе он ни разу не назван по имени (оно так и остается неизвестным). Все, не исключая и автора, употребляют только фамилию — Печорин. Получается, что он почти в буквальном смысле слова — человек без имени, без христианского имени, чем подчеркивается демонизм героя. Однако трагическую, чисто человеческую пустоту души Печорина обнаруживает его знаменитый монолог в виде записи в журнале (дневнике) перед дуэлью с Грушницким: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для своего удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться...Печорин – человек своего времени, который потерял связь не только с обществом, но и с самим собой. Лермонтов через своего героя исследует трагедию современного общества, где стремление к личной свободе и индивидуальности оборачивается изоляцией и отсутствием духовных ориентиров.Внутренняя драма Печорина заключается в том, что он осознаёт бессмысленность своих поступков и не может найти того, что может дать его жизни смысл. Он мечется между различными жизненными позициями, пробует жить по разным идеалам, но каждый раз сталкивается с тем, что они не приносят ему удовлетворения. Даже в тех редких моментах, когда Печорин приближается к пониманию каких-то жизненных истин (например, в его общении с Мери или Вернером), он сразу же отталкивается от них, боясь утратить своё чувство независимости и свободы.Печорин прекрасно понимает, что творит зло, но не может его не творить, просто из скуки, а не вследствие порочности своей натуры. Скука гонит его и на любовные, и на бранные подвиги. В печоринской душе бурлят неизбывные силы, не находящие применения, так сказать, в мирных целях. Свойства личности созданного Лермонтовым героя во многом определяют особенности его поведения. В рукописном варианте повести «Максим Максимыч» автор вычеркнул слова о том, что «Печорин принадлежал к толпе, и если он не стал ни злодеем, ни святым, то это... — от лени». То, что Печорин продолжает жить, ему самому — «смешно и досадно». Трагична участь человека, которому смерть кажется лишь избавлением от мучительной скуки. Однако не только личные качества Печорина определили его судьбу. Недаром в предисловии к роману Лермонтов предупреждал читателей: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». И справедливо утверждал В.Г. Белинский по поводу лермонтовского романа: «Наш век гнушается... лицемер-ством. Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими, обнажает свои кровавые раны, а не прячет их под нищенскими лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. Он знает, что действительное страдание лучше мнимой радости...» Да, можно сказать, что грехи Печорина — это грехи его века, мрачной эпохи царствования Николая I, когда везде торжествовала посредственность. В ту пору невостребованные обществом молодые люди часто пускали свои иной раз незаурядные таланты на заурядные любовные интриги в печоринском духе. Сложившаяся в обществе обстановка удушения свободы и всяческого инакомыслия провоцировала на сосредоточенность на самом себе, на удовлетворении собственных запросов, не только духовных, но и относящихся целиком к сфере развлечений, направленных на то, чтобы хоть как-то убить скуку. Однако поэт нашел в себе силы продемонстрировать в «Герое нашего времени» неприглядные картины нравов светского молодого человека. Даже на кавказской окраине, среди дикой природы и людей, вроде Бэлы и Максима Максимыча, склонных следовать более естественным законам жизни, Печорин ведет себя так, как привык в Петербурге. Он приносит окружающим почти сплошное зло, Белинский писал в связи с этим: «Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, — потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!»... — хором закричат, может быть, строгие моралисты. Ваша правда, господа, но вы-то из чего хлопочете? за что сердитесь? Право, нам кажется, вы пришли не в свое место, сели за стол, за которым вам не поставлено прибора... Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такою запальчивою храбростию: он на вас взглянет, улыбнется, — и вы будете осуждены, и на смущенных лицах ваших все прочтут суд ваш. Вы предаете его анафеме не за пороки, — в вас их больше, и в вас они чернее и позорнее, — но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них. Вы позволяете человеку делать все, что ему угодно, быть всем, чем он хочет, вы охотно прощаете ему и безумие, и низость, и разврат, но, как пошлину за право торговли, требуете от него моральных сентенций о том, как должен человек думать и действовать, и как он в самом-то деле и не думает, и не действует...»Печорин, будучи оторванным от национальной традиции, оказывается в состоянии духовной пустоты и отчуждения. Он не находит в себе силы для участия в жизни своего общества или народа, что делает его трагической фигурой. Это внутреннее разобщение порождает ощущение бессмысленности существования и личной несостоятельности.Между тем Лермонтов в «Предисловии к журналу Печорина» сообщает о смерти своего героя в Персии. Таким образом, писатель намеренно исключил возможность нравственного возрождения Печорина. Последний же, пережив тягостное для себя расставание с любимой Верой, в финале «Княжны Мери» начисто отвергает тот вариант судьбы, который, по мнению Белинского, стал бы возможным для познавщего страдание Печорина. Размышляя «в этой скучной крепости», почему бы не предпочесть «тихие радости и спокойствие душевное», лермонтовский герой категорически отказывается от такого поворота судьбы: «Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига, его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце, он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...».Лермонтов и Белинский по-разному оценивали Печорина. Критик вполне допускал, что при перемене внешних обстоятельств, а особенно социальных условий, человек печоринского типа еще вполне может возродиться к новой жизни и начать осознанно делать добро. Поэт тоже прекрасно понимал, в каком обществе живет его герой. Неслучайно в стихотворении «Прощай, немытая Россия...», написанном, как и роман, в конце жизненного пути, Лермонтов неодобрительно отзывался о «стране рабов, стране господ», осуждал и «мундиры голубые», и «им преданный народ», мечтал хоть на Кавказе укрыться от всевидящего жандармского ока. Однако он куда более скептически, чем Белинский, смотрел на возможность изменения человеческой природы и не думал, что трагическое осознание Печориным бесцельности своего существования привело бы героя к решительной перемене во взгляде на мир и свое место в нем.Таким образом, трагедия Печорина в романе Лермонтова заключается не только в его разочаровании в людях и обществе, но и в том, что он утратил возможность стать частью чего-то большего — части своего народа, национальной культуры, нравственной традиции. Его отчуждение и внутренний разлад с самим собой делают его символом целого поколения людей, оказавшихся в ситуации духовного кризиса и утраты идеалов.Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — это не просто история об одной личности, это глубокое размышление о проблемах времени и общества. Печорин, оторвавшийся от национальной традиции, становится символом трагедии личности, которая, не найдя опоры в культурных и нравственных ценностях, теряет смысл жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шеститко Н.А., Безруков А.А. ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ, ОТОРВАННОЙ ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (ПО РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») // Вестник науки №10 (79) том 2. С. 433 - 439. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17749 (дата обращения: 30.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17749



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.