Богданова А.С. ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  30 просмотров

Богданова А.С.

  


ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются сходства и различия отечественных и зарубежных типологий жизненного стиля и основания типологизации: ценности, установки, локус ответственности, уровень адаптация, степень активности; приводятся количественные показатели исследований по различным типологиям   

Ключевые слова:
стиль жизни, жизненный стиль, типология стиля жизни, типы стиля жизни, Альфред Адлер   


В последнее время понятие «life style» (стиль жизни) широко используется как в психологии, так и за ее пределами. Особенно популярно это понятие стало среди молодых прогрессивных слоев общества. Зачастую его используют, не вдаваясь глубоко в терминологию данного понятия, причем относя себя к некой группе, представленной определенным типом стиля жизни. В связи с растущим интересом к данному феномену, в данной статье рассматриваются научные типологии стиля жизни и производится их сравнительная характеристика. В 1966 году Э.Гилзберг и И.Берг с соавторами в книге «Стили жизни образованных женщин» выделили четыре типа стилей жизни, которые они вывели на основе многолетнего практического опыта. Данные типы различаются в зависимости от базовых установок и ценностей их владельцев. 1. Индивидуалистический тип включает индивидов, чьи основные установки и предпочтения указывают на стремление к автономии, другими словами, людей, которые стремятся управлять своей жизнью и не зависеть от других. В силу данного акцента на самоуправлении и самоопределении индивидов данный тип определили как индивидуалистический. 2. Влиятельный тип описывает таких индивидов, основным стремлением которых является влияние на окружающую действительность. Такие индивиды могут выбирать доминирование над другими, но это не является обязательной частью их стиля. Основной чертой, очерчивающей представителей второго типа представляется возможность оказания влияния на других посредством своих идей. Данные личности имеют ярко выраженную активность и высокую степень мотивации. 3. Тип индивидов, основной ориентацией для которых является помощь и служение другим, определили, как поддерживающий тип. Внимание и жизнедеятельность данного типа людей направлена на поддержку других. Отдельные представители находят выражение этим потребностям в рамках собственного дома и ведения домашнего хозяйства, другие-за его пределами, например, на работе и в волонтерской деятельности. 4. Коллективный (общественный) тип включает индивидов, которые направляют свое время и энергию на улучшение положения и жизнедеятельности части общества. Данная группа людей подчиняет индивидуальные цели социальным и посвящает личные ресурсы и энергию общественному делу, которое отстаивает. Такая приверженность часто связана с религиозной, идеологической или политической системой. На основе выделенных типов стиля жизни Э.Гилзберг, И.Берг и коллектив авторов провели исследование среди 311 женщин с наличием высшего образования. По результатам данного исследования 52% респондентов - индивидуалисты, которые придают большое значение самоопределению и осуществлению автономии. В руководстве и влиянии на других людей (влиятельный тип) было заинтересовано всего 10% респондентов. Поддерживающий тип составил менее 1/3 части общего количества респондентов (29%) и представителей коллективного типа, которые хотели удовлетворить, в первую очередь, общественные потребности и требования в ущерб личным интересам было выявлено 9%. Поскольку термин "ценность", на основе которого была выделена данная классификация стилей жизни, используется по-разному, как в общей, так и в научной литературе, стоит уточнить, что авторы имели ввиду используя данный термин. «Ценности индивида представляются как отражение его основных склонностей и обобщенных ориентаций. Они являются элементами, формирующими системы предпочтений, которые развивает индивид, чтобы направлять его в формулировании целей и в осуществлении выбора. Последовательные решения, которые принимает человек не случайны, а осмысленно связаны друг с другом, поскольку его система предпочтений основывается на ограниченном числе различных ценностей, которые придают смысл и направление его жизни и влияют на его выбор среди альтернатив, с которыми он сталкивается» [4, с.144]. Аналогичная концепция касательно стиля жизни и его влияния на поведение человека, принятие решений и преодоления жизненных задач, была сформулирована и развита австрийским психологом А. Адлером. Автор упоминал, что подход индивида к решению жизненных проблем, можно понять по степени его активности. В свою очередь, степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. В теории А. Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости, а его противоположностью является эгоистический интерес. Соответственно свою классификацию типов стиля жизни А. Адлер построил на взаимодействии этих двух сил. Их сочетание позволило выделить следующие типы: 1) Управляющий тип (высокая активность - низкий соц.интерес). Данная категория людей обладает высокой активностью, направленной на удовлетворение личных эгоистических потребностей. Поведение таких индивидов не предполагает заботы о благополучии других. Подход к решению жизненных проблемам, который определяет их стиль жизни, выражается во враждебной, антисоциальной манере. 2) Берущий тип (средняя активность - низкий соц.интерес). Люди с такой жизненно-стилевой установкой относятся к внешнему миру без интереса и стремятся удовлетворить личные потребности за счет других.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Богданова А.С. ТИПОЛОГИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 34 - 38. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1775 (дата обращения: 01.12.2022 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2019