'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  108 просмотров

Дорошенко В.А., Король О.Ф.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение процесса репрезентации территориальной идентичности граждан в Республике Крым   

Ключевые слова:
территориальная идентичность, крымское общество, ценностные ориентации, привязанность к краю, репрезентация, самооценка   


Постановка проблемы. Известно, что одной из фундаментальных составляющих образа социального мира является образ среды, частью которого является территориальная идентичность личности [1; 2; 4- 7; 10]. Интерес к понятию территориальной идентичности значительно вырос в связи с активно происходящими процессами регионализации, которые предполагают не только конструирование значений самости, отвечая на вопрос «Кто мы?», а и формируют чувство единства, общего мироощущения. Иными словами, основу территориальной идентичности составляет ареальная парадигма осмысления пространства, ценностно маркированная [7]. В связи с этим, как справедливо отмечает Каганский В.Л., предполагается, что между территорией (ареалом), определенной группой и личностью существуют различные отношения, одним из которых является идентичность [2, с. 10–19]. Все эти компоненты актуализируются в разной степени в процессе их взаимодействия под влиянием различных факторов (политических, экономических, культурных, исторических, структурных, социально-психологических, ситуативных), поэтому мы можем рассматривать территориальную идентичность как сложный многоуровневый феномен. Значительный вклад в исследование компонентной структуры территориальной идентичности населения и отдельных ее элементов сделан Н. Межевич, К. Тумаковой, Е. Морозовой и Е Улько, М. Назукиной, М.Китинг, А. Ткаченко, И. Самошкиной, М. Крыловым Дж. Кроссом и др. Относительно Крымской территориальной идентичности необходимо заметить, что на ее формирование оказывало влияние географическая изоляция полуострова и его многогранное и сложное историческое прошлое, остающееся значимым для многих людей старшего возраста. Социальные трансформации, которые происходили и происходят в Крымском обществе и связанные с ними процессы социальной категоризации населения, когда люди пытаются найти новую систему координат, способствующую повысить или сохранить их самоуважение, приводят к формированию уникальной системы территориальной идентичности. В задачи нашего исследования входило изучение структуры и степени выраженности основных компонентов территориальной идентичности граждан Республике Крым. Мы предположили, что содержательное наполнение крымской территориальной идентичности будет обеспечиваться совокупностью более развитой системы ценностно-смысловых установок и стереотипов. Основное изложение материала. Теоретический анализ научных взглядов отечественных и зарубежных авторов определил, что территориальную идентичность можно рассматривать с нескольких позиций и в нескольких смыслах [1 - 4;10]. В узком смысле под этим термином понимается пережитое и/или воспринимаемое чувство территориальной принадлежности к конкретному человеку, определенной субъективной социально-географической реальности [4, с.13 ]. В связи с этим определено, что в структуру территориальной идентичности включены такие компоненты как: когнитивный (образ района, его жителей и себя в нем), аффективный (эмоции и переживания, возникающие в районе и по поводу района) и ценностный (оценка своего района и его соотнесение с определенными потребностями, а также мотивация сохранения или изменения района проживания) [3; 10]. Мы проводили исследование с помощью следующего диагностического инструментария: опросника М.Куна-Мак-Партланда «Кто Я?» (модификация В. И. Юрченко), теста «Ценностные ориентации (М. Рокича, адаптированного А. Гоштаутасом, А.А. Семеновим, В.А. Ядовим) и Анкеты «Репрезентация территориальной идентичности» (Король О.Ф., Дорошенко В.А.). Здесь отметим, что с помощью теста «Кто Я?» изучались объективные и субъективные характеристики семантического поля респондентов. Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича использовался нами в связи с утверждением о том, что социальное поведение и взаимодействие между людьми является «обменом ценностями». Исходя из этого мы предположили, что происходит актуализация функции ценностных ориентаций как «моделей должного» [6], которая заключается в ориентации поведения респондентов в ситуациях со значительным личностной и социальной неопределенностью. Выборка была стратифицирована по месту проживания, уровню образования, гендеру и возрасту. Исследования проводились в Симферополе, Алуште, Евпатории, Саки, Феодосия, Бахчисарайском районе, Нижегорском районе, Севастополе. Анализ результатов эмпирического исследования. Обобщенный анализ эмпирических данных позволил определить особенности репрезентации территориальной идентичности респондентов: Результаты эмпирического исследования репрезентации территориальной идентичности граждан РК приводят нас к следующим выводам: На основании анализа иерархии ценностных ориентаций респондентов можно сделать вывод о том, что для респондентов наиболее важными являются ценности общения и альтруистические ценности. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дорошенко В.А., Король О.Ф. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 39 - 44. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1776 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1776



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.