'
Калачев А.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в настоящей статье обобщены современные проблемы экологического налогообложения в Российской Федерации. Автор выделены цели и задачи, которые решаются в рамках функционирования экологического налогообложения в России и зарубежных странах. В статье выделены группы проблем, обозначены их значение и угрозы формированию благоприятной окружающей среды.
Ключевые слова:
экологический налог, экологическое налогообложение, экологический кодекс, проблемы
Для решения задач экологии и сохранения окружающей среды многими государствами применяются разного рода инструменты, при этом особую актуальность имеют финансово-экономические инструменты, так как они имеют наибольшую эффективность. Поэтому на данном этапе экономического развития применяются экологические налоги и сборы, которые составляют экологическое налогообложение. Данный инструмент приобретает все большую распространенность в зарубежных странах, так как позволяет напрямую регулировать взаимоотношения между обществом, государством и налогоплательщиками.Вместе с вышесказанным экологическое налогообложение в зарубежной практике демонстрирует всестороннее внедрение и применение рыночных инструментов регулирования природоохранной деятельности, таких как: квотирование или выдача разрешения при использовании объектов природной среды, регулирование налогообложения для воз-действия на поведение потребителей и производителей в рамках экономической деятельности, введение экологических платежей для компенсации расходов, которые несут соответствующие органы власти и учреждения в рамках снижения уровня загрязнения окружающей среды, разработка совместных схем ответственности в случае проведения работ, потенциально опасных для окружающей среды, субсидирование, которое проводится с нижеследующими целями [1, с. 83]:1) разработка новых технологий, способствующих бережному природопользованию,2) интеграция в хозяйственную жизнедеятельность экономических субъектов и последующее продвижение экологических товаров и услуг,3) поощрение изменения модели поведения природопользователей с целью стимулирования более высокого уровня осознанности при защите окружающей среды.В России экологическое налогообложение находится на начальном этапе, хотя имеет ряд наработок в данном вопросе. Данный инструмент в отечественной практике рассматривается как административный механизм реализации государственных полномочий в части охраны окружающей среды и природопользования. При этом его потенциал гораздо шире: стимулирование предприятий на экологическую повестку, сокращение налогового разрыва между регионами России [2, с. 31], перераспределение бюджетных ресурсов на регионы с плохой экологической обстановкой [3, с. 22], увеличение превентивного эффекта воздействия на экологию от государственного и частного секторов [4, с. 45].Так, в России присутствует проблема: меры административной, гражданской и уголовной ответственности применяются постфактум, тогда как многими учеными признано, что лучшее решение проблемы — это ее недопущение. Поэтому экологическое налогообложение может стать важным инструментом нивелирования внешних эффектов от хозяйствующих субъектов, тем самым позволяя реализовать право населения на обеспечение благоприятных экологических условий.В настоящее время поступающие экологические платежи не очень существенно влияют на характер поведения организаций и предприятий по отношению к окружающей среде [1,3]. Одновременно с этим на сегодняшний день выбор мероприятий экологической политики, в том числе цели налогообложения и налоговые ставки, являются весьма дискуссионными.Кроме того, экологические платежи за негативное воздействие на экологию не выполняют в должной мере стимулирующую функцию и не побуждают природопользователей к бережному отношению к природе [5, c. 265].Также к проблемам экологического налогообложения следует отнести отсутствие в Российской Федерации Экологического кодекса определяющего, в том числе и основные положения по экологической безопасности и пути ее достижения с учетом особенностей нашей страны. Ко второй группе проблем можно отнести сложность администрирования: определение формы и уровня загрязнения, гибкость налоговых ставок и их способность быстро реагировать на изменения экологической и экономической ситуации, организационная простота, локальный или международный характер загрязнения. Правильная идентификация специфических форм и объема загрязнения воздуха, воды и почв позволяет точно оценить экологический ущерб. Определение уровня загрязнения представляет собой достаточно дорогостоящий процесс, нуждающийся в использовании специального оборудования и квалифицированных специалистов. Необходимость в наблюдении за состоянием окружающей среды не является специфической особенностью исключительно экологического налогообложения, а относится ко всем видам экологического управления.Третьей проблемой, которая препятствует внедрению экологического налогообложения в России, является сложность классификации налогов на экологические. В зарубежной практике присутствует четкое выделение четырех групп экологических налогов: энергетические, транспортные налоги, налоги на загрязнение, ресурсные [6, p. 108]. Данные группы приняты как основополагающие в экономиках многих стран мира, однако существуют страны, где такую систему не принять, так как система налогообложения отличается от европейской.Четвертой проблемой является отсутствие единой методики оценки нанесенного экологического ущерба. Так, на государственном уровне разработаны методики расчета, но они имеют административный характер, по которому ущерб рассчитывают исходя из выписанных штрафов и предписаний. В данном подходе отсутствует учет изменений, нанесенных окружающей среде в процессе деятельности [7, c. 1292]. Также многими авторами приводится тезис, что в расчете нанесенного вреда должен учитываться и вред, нанесенный непосредственно населением.Итак, в России отсутствует четкая система экологических налогов, а ученые не пришли к единому мнению, так как выделяют прямые и косвенные признаки, по которым налоги можно отнести к экологическим. Поэтому разработка методики расчета является многогранной задачей, которая должна учитывать множество факторов.Таким образом, с учетом вышесказанного можно резюмировать следующее.Основной проблемой реализации экологического налогообложения является отсутствие теоретической и самостоятельной нормативно-правовой базы, с опорой на которую возможно регулирование поведения субъектов экономики с точки зрения стимулирования бережного отношения к окружающей среде.Мы приходим к выводу о том, что требуется трансформация имеющихся инструментов с помощью конвертирования фискальной функции налоговых мероприятий на их экономическую составляющую с тем, чтобы процесс стимулирования налогоплательщиков на охрану окружающей среды носил комплексный характер с расчетом на долгосрочные перспективы изменения хозяйствования и снижения негативного воздействия на природную среду.Нами также были обобщены проблемы отечественной практики, которые не позволяют в полной мере на данном этапе экономического развития реализовать экологическое налогообложение как финансово-экономический инструмент регулирования и стимулирования экономических субъектов в целях поддержания экологической политики государства.Данная статья является этапом формирования проблемных точек реализации в стране и ее регионах экологического налогообложения, но в дальнейшем видится важной разработка путей решения проблем по каждому направлению.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Калачев А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 146 - 151. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17853 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*