'
Керестеджиянц П.Ю.
ЦИФРОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ *
Аннотация:
в работе рассматриваются ключевые аспекты цифровой трансформации в Республике Беларусь, включая индексы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), электронного правительства. Подчеркивается приоритет цифровой трансформации для национального развития Беларуси, включая создание условий для ИТ-компаний и внедрение цифровых технологий в образование и здравоохранение. Также отмечается принятие стратегий, направленных на устойчивое развитие до 2030 года.
Ключевые слова:
цифровая конкурентоспособность, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, индекс глобальной конкурентоспособности
Цифровая конкурентоспособность – это способность частных лиц, организаций и государств эффективно использовать цифровые технологии и возможности для достижения экономического роста, развития инноваций и повышения производительности [1]. Процесс эволюции цифровой конкурентоспособности обусловлен развитием технологий, внедрением и интеграцией цифровых решений в различные аспекты бизнеса и общества. Как правило, он включает в себя несколько этапов: готовность к цифровым технологиям, принятие цифровых технологий, цифровая компетентность и цифровая трансформация [1].Индекс цифровой конкурентоспособности – это метрика, используемая для оценки и сравнения цифровой конкурентоспособности стран или регионов. Как правило, он учитывает различные факторы, включая инфраструктуру, возможности подключения и др. Индекс дает количественную оценку готовности и эффективности страны к использованию цифровых технологий, позволяя политикам и компаниям выявить сильные стороны и области, требующие улучшения, для повышения конкурентоспособности в сфере цифровых технологий [1]. Всемирный экономический форум определяет цифровые технологии как ключевой двигатель экономических преобразований, взаимодействия бизнеса, правительства и общества. Эксперты ВЭФ, начиная с 2004 г., публикуют Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс оценивает способность страны обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, что в основном зависит от того, насколько эффективно страна использует имеющиеся ресурсы [2, с. 46]. Охватывая 141 страну, Индекс глобальной конкурентоспособности 4.0 измеряет национальную конкурентоспособность, определяемую как совокупность институтов, политики и факторов, которые определяют уровень производительности. По данным 2019 года топ-3 стран являются Сингапур, США и Гонконг [3].Индекс развития информационных и коммуникационных технологий (The ICT Development Index, IDI) используется для мониторинга и сравнения развития информационно-коммуникационных технологий 193 стран мира. Индекс определяет систему показателей комбинированного индекса развития информационных и коммуникационных технологий: готовность к ИКТ, уровень развития сетевой инфраструктуры и доступа к ИКТ, интенсивность ИКТ, использование ИКТ в обществе, влияние ИКТ и результаты эффективного использования ИКТ [4]. В декабре 2023 года было выпущено издание IDI 2023 года, в которое вошли 169 экономик мира, основанное на новой методологии [6]. В 2023 году в топ-3 вошли Кувейт, Сингапур и Катар, США досталось только 7-е место, а Китаю всего лишь 65-е [5]. По индексу развития ИКТ 2023 года Беларусь занимает 52-е место в мире [5]. Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index) исследует аналогичные системы 193 государств – членов ООН и включает три субиндекса: индекс онлайн-сервиса, индекс телекоммуникационной инфраструктуры и индекс человеческого капитала [4]. Значение индекса развития электронного правительства варьируется от 0 до 1, чем выше, тем лучше. В 2022 году первое место занимает Дания с результатом 0,9717, затем Финляндия и Республика Корея [7]. В рейтинге 2022 года индекса развития электронного правительства Республика Беларусь удостаивается 58-го места из 193 стран-участниц ООН [7]. Власти Республики Беларусь определили цифровую трансформацию экономики и общества ключевым приоритетом национального развития. Стратегия страны строится на создании максимально привлекательных условий для работы передовых ИТ-компаний, тотальном устранении барьеров для внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, формировании экосистемы инноваций [1].В части цифровой трансформации сферы образования проведены работы по разработке и формированию республиканской информационно-образовательной среды – основы для формирования единого информационного пространства отрасли, базового элемента проекта «Электронная школа». Доля учреждений образования, охваченных проектом «Электронная школа», по итогам 2020 г. составила 80 % [1].Активно внедряются информационные технологии в системе здравоохранения. Функционируют телемедицинская система по цифровой маммографии, единая телемедицинская система г. Минска по цифровой флюорографии. По результатам 2020 г. доля врачей в государственных организациях здравоохранения, имеющих возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде, достигла 100 % [1].Переведены в цифровой формат процессы, сопровождающие жизнедеятельность граждан. Населением активно используется сервис для подачи в электронном виде заявок по решению коммунальных проблем (портал «Мая Рэспублiка»). Для организации работы диспетчерских служб предприятий жилищно-коммунального хозяйства, упорядочения и повышения эффективности их работы применяется АИС «Диспетчерская служба».Передовые ИКТ стремительно развиваются в Республике Беларусь благодаря принятию многих программных документов. Например, в 2017 г. Президиумом Совета Министров одобрена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.Одним из главных трендов 2015–2020 гг. в белорусской ИКТ-сфере стал бурный рост новых технологических стартапов, среди которых Belprime Solutions (решения в области поисковой оптимизации и интернет-маркетинга), АСБИС (технологии интернета вещей), Wannaby (технологии дополненной реальности), Kino-mo (голографические дисплеи), Flo (поддержание здоровья женщин), SayGames (мобильные игры) и т. д. [1].Однако, после 2020 года тренд сменил свое направление немного в другую сторону. В результате всех событий 2020-2021 годов, а также в связи с ролью Беларуси на международной арене в 2022 году на Республику Беларусь были наложены санкции. Кроме того, ряд западных компаний стал избегать сотрудничества с представителями белорусского бизнеса, в том числе в ИТ-сфере. В результате в отрасли начался процесс спада. В 2022 году впервые за последние годы вклад ИТ-сектора в рост ВВП показал отрицательный результат. В 2023 году данный тренд продолжился.Еще одним трендом в белорусском ИТ-секторе является разворот с западных на восточные рынки экспорта своих услуг. Россия стала активнее рассматриваться как приоритетный рынок сбыта из-за сужения для белорусских ИТ-компаний западных рынков. Офисы в Беларуси создают российские технологические компании, госструктуры и финансовые организации. Так, например, 15 апреля 2024-го «Тинькофф» объявил о формировании в Минске головного ИТ-хаба. Также необходимо отметить, что белорусский рынок ИКТ-услуг имеет перспективные направления развития, которые могут способствовать росту экспорта и повышению конкурентоспособности страны в сфере информационных технологий. Одним из ключевых направлений является роботизация и автоматизация процессов с применением технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Также, важным фактором является развитие различных цифровых платформ, таких как платформы интернета вещей, облачные платформы, платформы виртуальной реальности и платформы блокчейн. Следующим направлением является работающее импортозамещение, где отечественные разработки заменяют глобальных вендоров, что способствует развитию местной ИКТ-индустрии. Все эти направления предоставляют возможности для роста и развития белорусской ИКТ-индустрии, способствуют созданию новых рабочих мест и укреплению позиций страны на глобальном рынке информационных технологий.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Керестеджиянц П.Ю. ЦИФРОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 160 - 165. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17855 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*