'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 38

Просмотры  123 просмотров

Шпиляк Ю.С.

  


ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ *

  


Аннотация:
в современных условиях развития цифровой экономики использование современных информационно-коммуникационных технологий становится важным фактором повышения эффективности организации бюджетного процесса на муниципальном уровне. Их внедрение позволяет оптимизировать и автоматизировать отдельные этапы и процедуры формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов.Применение информационных систем в сфере муниципальных финансов способствует повышению прозрачности бюджетной деятельности, обеспечивает более оперативное и качественное планирование доходов и расходов местных бюджетов, управление дефицитом и муниципальным долгом. Интеграция современных технологий в бюджетный процесс позволяет также совершенствовать систему внутреннего финансового контроля, осуществлять мониторинг и оценку бюджетных рисков.Внедрение цифровых технологий в практику работы органов местного самоуправления требует комплексного подхода, включающего формирование нормативно-правовой базы, развитие цифровой инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров, а также повышение финансовой грамотности населения. Эффективная реализация этих мер будет способствовать повышению качества управления местными финансами и, в конечном итоге, росту социально-экономического благополучия муниципальных образований.   

Ключевые слова:
муниципальные образования, бюджетный процесс, цифровые технологии, бюджетное планирование, финансовый контроль, эффективность управления   


Актуальность темы исследования внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований обусловлена возрастающей ролью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном и муниципальном управлении. Цифровизация становится ключевым фактором повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов власти всех уровней. На муниципальном уровне внедрение современных технологических решений в бюджетную сферу приобретает особую значимость. Местные бюджеты играют важную роль в реализации социально-экономической политики, затрагивая интересы широких слоев населения. Однако традиционные методы бюджетного процесса, основанные на бумажном документообороте и разрозненных информационных системах, зачастую не отвечают возросшим требованиям к оперативности, качеству и доступности бюджетной информации.Применение инновационных цифровых технологий способно существенно модернизировать все стадии бюджетного цикла - от планирования до контроля исполнения местных бюджетов. Внедрение автоматизированных систем, аналитических инструментов, технологий "открытых данных" и "бюджета для граждан" позволяет повысить эффективность бюджетного управления, обеспечить большую прозрачность финансовой деятельности органов местного самоуправления, а также вовлечь население в процессы принятия бюджетных решений.В связи с этим исследование вопросов использования современных технологий в бюджетном процессе муниципальных образований является актуальным и имеет важное научно-практическое значение. Оно позволит выявить передовой опыт, проблемы и перспективы цифровизации муниципальных финансов, а также выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и методического обеспечения данной сферы.Цель исследования изучение процессов внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований, а также выявление основных направлений совершенствования цифровизации муниципальных финансов.Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1], важным направлением совершенствования является развитие цифровых технологий в деятельности органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс Российской Федерации [2] также определяет необходимость применения современных информационных систем для повышения эффективности бюджетных процедур. Как показывает практика, внедрение цифровых технологий в муниципальный бюджетный процесс сталкивается с рядом организационных, нормативно-правовых и кадровых проблем. Для их решения требуется комплексный подход, включающий совершенствование законодательства, развитие человеческого капитала, а также использование передовых аналитических инструментов.Реализация мероприятий по цифровизации муниципальных финансов будет способствовать повышению открытости, прозрачности и подотчетности бюджетного процесса, а также вовлечению граждан в управление общественными ресурсами.Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:Во-первых, необходимо провести обзор научных подходов к использованию информационно-коммуникационных технологий в бюджетной сфере. Это позволит рассмотреть концепции "Электронного правительства" и "Цифровой трансформации" применительно к муниципальному управлению, а также изучить международный опыт внедрения ИКТ-решений в бюджетный процесс.Во-вторых, требуется проанализировать нормативно-правовое регулирование применения современных технологий в управлении муниципальными финансами на федеральном, региональном и местном уровнях. Это даст возможность оценить текущее состояние правового обеспечения цифровизации бюджетного процесса.В-третьих, необходимо изучить и обобщить практику внедрения современных технологических решений, используемых в бюджетном планировании, исполнении и контроле на муниципальном уровне. Это включает анализ автоматизированных систем формирования и исполнения местных бюджетов, систем бюджетной отчетности и мониторинга, а также инструментов "бюджета для граждан".В-четвертых, следует провести оценку эффектов, полученных от внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципалитетов. Это позволит выявить ключевые преимущества цифровизации, такие как повышение прозрачности, сокращение административных издержек и улучшение качества бюджетного планирования и контроля.И, наконец, необходимо определить основные барьеры и риски, с которыми сталкиваются муниципальные образования при внедрении современных технологий, а также обозначить перспективные направления совершенствования нормативно-правового регулирования и методического обеспечения данной сферы.Реализация указанных задач в комплексе позволит сформировать целостное представление о процессах цифровизации бюджетного процесса на муниципальном уровне и выработать научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности использования современных технологий в управлении местными финансами.В первую очередь, проанализирован Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1]. Данный нормативно-правовой акт определяет, что одним из основных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления является внедрение информационно-коммуникационных технологий. Изучение научных подходов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в бюджетной сфере необходимо для формирования теоретического базиса исследования. В данном контексте особое внимание следует уделить концепциям "Электронного правительства" и "Цифровой трансформации", которые находят отражение в теории и практике муниципального управления.Концепция "Электронного правительства" предполагает использование ИКТ для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности органов власти всех уровней, включая муниципальные. Применительно к бюджетному процессу, это подразумевает автоматизацию ключевых операций, создание интегрированных информационных систем, обеспечение доступа граждан к открытым бюджетным данным. Данный подход способствует улучшению качества бюджетного планирования, исполнения и контроля.В свою очередь, концепция "Цифровой трансформации" рассматривает внедрение современных технологий как комплексный процесс, охватывающий не только техническую модернизацию, но и организационные изменения, совершенствование нормативно-правового регулирования, развитие человеческого капитала. Применительно к муниципальным финансам, это предполагает переосмысление бизнес-процессов, реинжиниринг управленческих практик, формирование "цифровой культуры" в органах местного самоуправления.В ходе исследования рассмотрены положения Бюджетного кодекса Российской Федерации [2]. Данный документ регламентирует необходимость применения органами местного самоуправления автоматизированных систем управления бюджетными процессами. Кроме того, при рассмотрении теоретических основ использования ИКТ в бюджетном процессе следует изучить международный опыт. Ряд зарубежных исследований демонстрирует успешные примеры применения современных технологий в управлении государственными и муниципальными финансами, включая внедрение систем электронных закупок, "бюджетов для граждан", аналитических инструментов поддержки бюджетных решений. Данные практики могут служить ориентиром для российских муниципалитетов.Комплексное рассмотрение концептуальных подходов к цифровизации бюджетной сферы создает необходимую теоретическую базу для дальнейшего изучения вопросов внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований.Применение современных технологий в бюджетном процессе муниципальных образований требует соответствующего нормативно-правового обеспечения на различных уровнях государственного и муниципального управления.На федеральном уровне ключевое значение имеют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], которые регламентируют использование информационных систем в бюджетной сфере. Кроме того, важны нормы, закрепленные в федеральных законах об электронной подписи, об информации, информационных технологиях и о защите информации, определяющие правовые основы применения цифровых технологий в деятельности органов власти.На региональном уровне нормативно-правовое регулирование цифровизации муниципальных финансов может осуществляться посредством законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, а также подзаконных актов органов государственной власти регионов.Непосредственно на муниципальном уровне применение современных технологий в бюджетном процессе регламентируется уставами муниципальных образований, положениями о бюджетном процессе, а также иными локальными актами администраций и представительных органов. Данные документы, как правило, определяют порядок формирования, исполнения и контроля местных бюджетов с использованием информационных систем, закрепляют права и обязанности участников бюджетного процесса в данной сфере [6, с. 45-51].Кроме того, отдельные аспекты внедрения современных технологий в управление муниципальными финансами могут быть отражены в стратегиях, программах и планах цифровой трансформации, принимаемых на уровне муниципальных образований.Ключевым нормативным документом в данной области является Федеральный закон № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [3]. Данный закон закрепляет право граждан и организаций на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.Комплексный анализ нормативно-правового регулирования применения современных технологий в муниципальном бюджетном процессе позволит оценить степень правового обеспечения данной сферы, выявить пробелы и противоречия, а также определить направления совершенствования законодательства.Внедрение современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований охватывает различные программно-технические решения, применяемые на всех стадиях бюджетного цикла - от планирования до контроля исполнения местных бюджетов.В сфере бюджетного планирования широко используются автоматизированные системы формирования и утверждения местных бюджетов. Такие информационные системы обеспечивают централизованный сбор, обработку и консолидацию данных, необходимых для составления проектов бюджетов. Они позволяют повысить оперативность и качество бюджетных расчетов, снизить риски ошибок при подготовке документов.На стадии исполнения местных бюджетов применяются автоматизированные системы управления бюджетными средствами. Они обеспечивают учет и распределение финансовых ресурсов, осуществление платежей, ведение бюджетной отчетности. Использование таких систем способствует повышению прозрачности и контролируемости бюджетных операций.В части бюджетного контроля и мониторинга широко востребованы информационно-аналитические системы, предоставляющие органам местного самоуправления и общественности актуальную отчетность об исполнении местных бюджетов. Данные решения позволяют проводить многомерный анализ бюджетной информации, выявлять тенденции и отклонения, формировать прогнозы.Кроме того, важным направлением внедрения современных технологий в муниципальный бюджетный процесс является развитие инструментов "бюджета для граждан". Они включают интерактивные бюджетные порталы, визуализацию бюджетных данных, калькуляторы для расчета налогов и иных обязательных платежей. Подобные решения способствуют повышению финансовой грамотности населения и вовлечению граждан в бюджетное планирование [8, с. 121-127].Комплексное рассмотрение технологических решений, используемых в бюджетном планировании, исполнении и контроле муниципалитетов, позволяет сформировать целостное представление о текущем уровне цифровизации данной сферы и выявить наиболее перспективные инструменты повышения эффективности управления местными финансамиВнедрение современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований способно обеспечить значительные позитивные эффекты. Их всесторонняя оценка является важным направлением исследования данной проблематики.В области повышения эффективности бюджетного управления цифровизация позволяет сократить трудозатраты и административные издержки, связанные с рутинными операциями по формированию, исполнению и контролю местных бюджетов. Использование автоматизированных систем обеспечивает более оперативную обработку данных, исключает влияние человеческого фактора и ошибок, присущих ручному документообороту.Внедрение современных технологий также способствует повышению прозрачности бюджетных процессов. Применение инструментов "открытых данных", интерактивной визуализации бюджетной информации, "бюджетов для граждан" повышает доступность и понятность бюджетных сведений для граждан. Это создает условия для вовлечения населения в обсуждение и контроль бюджетных решений, что является важным фактором развития местной демократии.Ключевым документом в данной сфере является Федеральный закон № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [4]. Закон определяет основные принципы обеспечения доступа, перечень информации, подлежащей размещению в сети Интернет, а также регламентирует порядок предоставления информации по запросам граждан.Кроме того, использование аналитических инструментов поддержки бюджетных решений, основанных на больших данных и передовых методиках, способно существенно улучшить качество бюджетного планирования. Они позволяют выявлять закономерности и тенденции, проводить комплексную оценку бюджетных рисков, моделировать различные сценарии.Таким образом, внедрение современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований оказывает многогранное позитивное влияние, которое проявляется в повышении эффективности, прозрачности и обоснованности принимаемых бюджетных решений. Всесторонняя оценка данных эффектов является важным аспектом изучения вопросов цифровизации местных финансов [9, с. 44-48].Наряду с очевидными преимуществами, внедрение современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований сопряжено с определенными барьерами и рисками, которые также необходимо всесторонне изучить.Одной из ключевых проблем может стать недостаточная готовность органов местного самоуправления к цифровой трансформации. Это может проявляться в дефиците квалифицированных кадров, способных обеспечить эффективное внедрение и эксплуатацию сложных информационных систем, а также в сохранении приверженности традиционным методам работы среди части муниципальных служащих.Кроме того, внедрение новых технологий в бюджетную сферу требует значительных финансовых и временных затрат на разработку, приобретение, настройку и поддержку соответствующих программно-технических решений. Ограниченность бюджетных ресурсов муниципалитетов может служить серьезным ограничителем для реализации таких проектов [10, с. 39-42].Не менее важной проблемой является обеспечение информационной безопасности при использовании современных технологий в бюджетном процессе. Риски несанкционированного доступа, модификации или утраты критически важных бюджетных данных требуют внедрения надежных систем защиты информации, что также сопряжено с дополнительными затратами.Кроме того, внедрение цифровых технологий в муниципальное управление бюджетами может вызывать сопротивление со стороны заинтересованных групп, опасающихся снижения возможностей для коррупционных проявлений. Это диктует необходимость тщательной проработки организационно-правовых механизмов, обеспечивающих прозрачность и подотчетность бюджетных процессов.Таким образом, внедрение современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований сопряжено с целым рядом барьеров и рисков, которые требуют детального изучения и разработки эффективных стратегий управления ими. Данный аспект является важной частью комплексного исследования вопросов цифровизации местных финансов.Изучение и обобщение практики внедрения современных технологий в бюджетную сферу муниципалитетов позволяет выделить ключевые направления дальнейшего совершенствования данного процесса.Одним из важнейших аспектов является совершенствование нормативно-правового регулирования применения цифровых технологий в муниципальном бюджетном процессе. Это подразумевает актуализацию действующего законодательства, устранение правовых пробелов, а также разработку и внедрение единых стандартов, регламентов и требований к информационным системам, используемым в бюджетной сфере [7, с. 62-64].Ключевым документом в данной сфере является Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [5]. Закон устанавливает требования к разработке и реализации документов стратегического планирования, в том числе на муниципальном уровне. Применение цифровых технологий при составлении прогнозов социально-экономического развития, муниципальных программ и бюджетов направлено на повышение обоснованности и качества управленческих решений. Использование специализированного программного обеспечения позволяет проводить комплексный анализ социально-экономической ситуации, моделировать различные сценарии развития событий, оценивать ожидаемые результаты реализации муниципальных программ.Федеральный закон № 172-ФЗ создает правовые предпосылки для применения современных информационных технологий в процессах бюджетного планирования и прогнозирования на муниципальном уровне. Это способствует повышению обоснованности принимаемых решений, эффективности использования бюджетных средств, а также прозрачности бюджетного процесса.Кроме того, необходимо уделить особое внимание развитию человеческого капитала муниципальных органов власти. Это предполагает реализацию программ повышения квалификации и переобучения сотрудников, ответственных за использование современных технологий в бюджетном процессе, а также формирование "цифровой культуры" в органах местного самоуправления.Также важным направлением является внедрение комплексных информационных систем управления муниципальными финансами. Такие решения должны обеспечивать автоматизацию ключевых бюджетных процессов, интеграцию различных модулей (планирование, исполнение, контроль), а также обмен данными с системами других уровней власти.Не менее важным аспектом является развитие инструментов "открытого бюджета" и вовлечения граждан в бюджетные процессы. Это подразумевает создание доступных и понятных для населения сервисов визуализации бюджетных данных, расширение возможностей общественного обсуждения и контроля расходования бюджетных средств.Кроме того, значительный потенциал имеет внедрение передовых аналитических технологий, основанных на больших данных и искусственном интеллекте. Их применение позволит повысить обоснованность и качество бюджетных решений, включая прогнозирование доходов и расходов, оценку бюджетных рисков, оптимизацию бюджетных расходов.Комплексная реализация указанных направлений совершенствования цифровизации бюджетного процесса муниципальных образований будет способствовать повышению эффективности, прозрачности и подотчетности управления местными финансами.Изучение международной практики внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований представляет значительный интерес для совершенствования российского опыта в данной сфере.Одной из наиболее передовых в этом отношении является практика стран Европейского Союза. Так, во многих муниципалитетах Германии, Великобритании, Франции и других государств-членов ЕС широко применяются комплексные информационные системы управления финансами, обеспечивающие автоматизацию ключевых бюджетных процессов - от планирования до контроля исполнения бюджетов.Особое внимание в европейских странах уделяется развитию электронных сервисов для вовлечения граждан в бюджетные процессы на местном уровне. Примером могут служить интерактивные порталы "открытых бюджетов" с возможностями онлайн-обсуждения бюджетных приоритетов, отслеживания расходов и внесения предложений.Значительные успехи в применении цифровых технологий в муниципальных бюджетных процессах демонстрируют также Соединенные Штаты Америки и Канада. Здесь широко распространены решения по визуализации бюджетных данных, использованию больших данных и машинного обучения для повышения качества бюджетного планирования и контроля.Обобщение международного опыта внедрения современных технологий в бюджетный процесс муниципальных образований позволяет выявить наиболее передовые и эффективные практики, которые могут быть адаптированы и применены в условиях Российской Федерации. Это создаст предпосылки для ускорения цифровой трансформации управления местными финансами.Обобщение результатов исследования вопросов внедрения современных технологий в бюджетную сферу муниципальных образований позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на ускорение и повышение эффективности данного процесса.Ключевым направлением является совершенствование нормативно-правового регулирования. Это предполагает актуализацию действующего законодательства, устранение правовых неопределенностей, а также разработку и внедрение единых стандартов, регламентов и требований к информационным системам, используемым в муниципальном бюджетном процессе.Важным шагом также должно стать развитие человеческого капитала органов местного самоуправления. Реализация программ повышения квалификации и переобучения сотрудников, ответственных за применение современных технологий в бюджетной сфере, будет способствовать формированию "цифровой культуры" и навыков работы с инновационными инструментами.Одновременно необходимо обеспечить внедрение комплексных информационных систем управления муниципальными финансами. Такие решения должны охватывать все стадии бюджетного процесса, обеспечивая автоматизацию ключевых операций, интеграцию различных модулей и синхронизацию данных с системами вышестоящих уровней власти.Особое внимание следует уделить развитию инструментов "открытого бюджета" и вовлечения граждан. Создание доступных сервисов визуализации бюджетной информации, расширение возможностей общественного обсуждения и контроля бюджетных решений будет способствовать росту финансовой грамотности населения и повышению прозрачности управления местными финансами.Кроме того, перспективным направлением является внедрение передовых аналитических технологий, основанных на больших данных и методах искусственного интеллекта. Их использование позволит повысить обоснованность и качество бюджетных решений, включая прогнозирование доходов и расходов, оценку рисков, оптимизацию расходов.Комплексная реализация указанных рекомендаций будет способствовать ускорению цифровой трансформации бюджетного процесса муниципальных образований Российской Федерации, повышая его эффективность, прозрачность и подотчетность.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шпиляк Ю.С. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 242 - 257. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17868 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17868



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.