'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 39

Просмотры  12 просмотров

Шпиляк Ю.С.

  


РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ *

  


Аннотация:
настоящая статья посвящена комплексному анализу роли и полномочий органов местного самоуправления в обеспечении сбалансированности местных бюджетов. В ней рассматриваются теоретические основы формирования и сбалансированности муниципальных бюджетов, включая исследование их сущности, ключевых принципов, источников доходов и направлений расходов. Особое внимание в работе уделяется изучению нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в данной сфере, определению их компетенции и ответственности. На основе анализа практики работы муниципальных властей по обеспечению сбалансированности местных бюджетов выявлены существующие проблемы и лучшие практики. В заключение статьи сформулированы научно обоснованные рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в обеспечении сбалансированности местных бюджетов. Реализация данных предложений будет способствовать укреплению финансовой устойчивости муниципальных образований. Комплексный характер исследования позволил авторам сформировать целостное представление о роли и полномочиях органов местного самоуправления в процессе обеспечения сбалансированности местных бюджетов.   

Ключевые слова:
МСУ, местный бюджет, сбалансированность бюджета, бюджетный процесс   


Обеспечение финансовой стабильности и устойчивости местных бюджетов выступает в качестве одной из первоочередных задач, решаемых органами муниципальной власти. Поддержание сбалансированности местных бюджетов позволяет муниципалитетам эффективно исполнять возложенные на них полномочия и обеспечивать необходимый уровень социальной защиты населения. Для достижения указанной цели требуется применение комплекса мер, направленных на увеличение доходной базы местных бюджетов, оптимизацию расходных обязательств, а также совершенствование механизмов межбюджетного регулирования. От того, насколько местные бюджеты сбалансированы, во многом зависит социально-экономическое развитие муниципальных образований и благосостояние их жителей. В условиях ограниченных финансовых ресурсов и растущих расходных обязательств местных властей вопрос поддержания сбалансированности местных бюджетов приобретает особую значимость.Недостаточная сбалансированность местных бюджетов ведет к сокращению возможностей для решения важных социальных и инфраструктурных задач на местном уровне. Это негативно отражается на качестве жизни населения и снижает доверие граждан к органам местного самоуправления. Поэтому исследование роли и механизмов деятельности муниципальных органов власти по обеспечению сбалансированности местных бюджетов является весьма актуальным.Целью данной работы является комплексный анализ роли и полномочий органов местного самоуправления в процессе обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы формирования и сбалансированности местных бюджетов, изучить нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в данной сфере, проанализировать практику работы муниципальных властей по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, выявить проблемы и лучшие практики, сформулировать рекомендации по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления в обеспечении сбалансированности местных бюджетов.Методологической основой исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также специальные методы, применяемые в юридической и экономической науках: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный подход. Информационной базой послужили нормативно-правовые акты, научные публикации, статистические данные.Местные бюджеты представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Они являются ключевым элементом финансовой системы муниципальных образований и выполняют важную роль в их социально-экономическом развитии.Важным этапом в формировании правовой основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов стало принятие ключевых законодательных актов.Местные бюджеты формируются за счет собственных доходных источников, а также межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней. Расходная часть местных бюджетов направлена на финансирование вопросов местного значения - развитие муниципальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы и т.д.. От сбалансированности местных бюджетов во многом зависит качество жизни населения и эффективность деятельности органов местного самоуправления.Сбалансированность местного бюджета подразумевает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита [3]. Достижение такого соответствия является одной из ключевых задач органов местной власти при формировании и исполнении бюджета.Сбалансированность местного бюджета обеспечивает финансовую устойчивость муниципального образования, позволяет своевременно и в полном объеме осуществлять расходные обязательства, способствует социально-экономическому развитию территории. Напротив, несбалансированность местных бюджетов ведет к возникновению дефицита средств, наращиванию долговой нагрузки, сокращению возможностей для реализации важных местных программ и проектов [5, с. 24-26].На сбалансированность местных бюджетов оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. К объективным факторам можно отнести социально-экономическое развитие территории, уровень доходов населения, состояние местной экономики, бюджетную обеспеченность муниципального образования и др. [3]. К субъективным факторам относятся эффективность управленческих решений органов местной власти, качество финансового планирования, оптимизация расходов, мобилизация собственных доходных источников использование механизмов межбюджетных трансфертов и заимствований. Грамотное управление этими факторами со стороны муниципальных властей способствует обеспечению сбалансированности местных бюджетов.Таким образом, сбалансированность местных бюджетов является важным условием устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и повышения качества жизни населения. Достижение такой сбалансированности требует комплексного подхода со стороны органов местного самоуправления с учетом влияния различных объективных и субъективных факторов.Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетовПравовую основу деятельности органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов составляют нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации[1], Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2], а также иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.Бюджетный кодекс РФ закрепляет основные принципы и требования к формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, определяет их доходные источники и направления расходования средств. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" наделяет органы местного самоуправления полномочиями по разработке, утверждению и исполнению местного бюджета, контролю за его исполнением.Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством обладают широким спектром полномочий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.Ключевой из этих компетенций является составление проекта местного бюджета и обеспечение его сбалансированности, то есть соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и источников финансирования дефицита. Муниципальные власти осуществляют утверждение местного бюджета и контроль за его исполнением.Органы местного самоуправления также наделены полномочиями по управлению муниципальным долгом и дефицитом бюджета, что позволяет им поддерживать финансовую устойчивость местных бюджетов. В их компетенцию входят меры по увеличению доходной базы муниципального образования, а также оптимизация расходных обязательств.Важную роль в обеспечении сбалансированности местных бюджетов играет использование механизмов межбюджетных трансфертов и заимствований. Муниципальные власти вправе привлекать финансовую помощь из вышестоящих бюджетов, а также осуществлять собственные заимствования.Органы местного самоуправления проводят анализ и оценку бюджетных рисков, что позволяет им своевременно выявлять потенциальные угрозы финансовой стабильности и принимать необходимые меры.Законодательство наделяет муниципальные органы власти широкими полномочиями, призванными обеспечить сбалансированность местных бюджетов и финансовую устойчивость муниципальных образований.Органы местного самоуправления активно используют свои полномочия для обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Так, многие муниципалитеты разрабатывают и реализуют программы повышения доходного потенциала территории, внедряют механизмы казначейского исполнения бюджета, оптимизируют расходы, совершенствуют систему управления муниципальным долгом. Вместе с тем, практика показывает, что не все муниципальные образования в равной степени успешны в обеспечении сбалансированности своих бюджетов. Это связано с различиями в социально-экономическом развитии регионов, уровне бюджетной обеспеченности, качестве управленческих решений органов местного самоуправления. Выявление и распространение лучших практик по обеспечению сбалансированности местных бюджетов могло бы повысить эффективность деятельности муниципальных властей в этой сфере.Одним из ключевых направлений обеспечения сбалансированности местных бюджетов является наращивание их доходной базы. Органы местного самоуправления могут реализовывать следующие меры в этой области: расширение налогооблагаемой базы по местным налогам (налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) путем актуализации кадастровой оценки объектов недвижимости, вовлечение в налогообложение ранее не учтенных объектов (выявление «теневых» доходов физических и юридических лиц), введение и развитие системы платных муниципальных услуг, оптимизация предоставления налоговых льгот и преференций [6, с. 25-38].Важным направлением обеспечения сбалансированности местных бюджетов является работа по оптимизации расходных обязательств муниципальных образований. Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие мероприятия: инвентаризация действующих расходных обязательств и их ранжирование по приоритетности, отказ от исполнения «избыточных» расходных обязательств, не относящихся к вопросам местного значения, внедрение системы нормирования и оптимизации штатной численности работников бюджетной сферы, повышение эффективности использования муниципального имущества и землепользования, совершенствование закупочной деятельности в рамках 44-ФЗ [4].Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления также применяют механизмы межбюджетных трансфертов и заимствований: привлечение дотаций, субсидий и иных трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней, использование бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков для покрытия временных кассовых разрывов, эмиссия муниципальных ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов. Вместе с тем, чрезмерная зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов и наращивание долговой нагрузки могут создавать риски для их сбалансированности в долгосрочной перспективе [7, с. 45-50].Ключевым элементом обеспечения сбалансированности местных бюджетов является эффективное управление муниципальными финансами, включающее в себя: внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, автоматизацию процессов формирования, исполнения и контроля местных бюджетов, применение современных инструментов управления муниципальным долгом, развитие практики «бюджета участия» и вовлечение граждан в бюджетный процесс, повышение прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления.Реализация комплекса мер по наращиванию доходного потенциала, оптимизации расходных обязательств, использованию механизмов межбюджетных трансфертов и заимствований, а также совершенствованию системы управления муниципальными финансами, позволит органам местного самоуправления обеспечить сбалансированность местных бюджетов и создать условия для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.Для повышения уровня сбалансированности местных бюджетов целесообразно рассмотреть возможность расширения их доходной базы путем закрепления за муниципальными образованиями дополнительных налоговых источников. В частности, это могло бы касаться передачи части поступлений от акцизов на нефтепродукты, доходов от использования лесного фонда, платы за негативное воздействие на окружающую среду и других доходных источников. Кроме того, необходимо обеспечить актуальность кадастровой оценки объектов недвижимости, являющейся основой для исчисления местных имущественных налогов. Недостоверность кадастровой стоимости приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлениям в местные бюджеты. Законодательное закрепление обязательной переоценки кадастровой стоимости с определенной периодичностью позволило бы решить эту проблему [8, с. 19-22].Важным направлением совершенствования правового регулирования является уточнение и разграничение расходных полномочий между различными уровнями власти. Необходимо более четко определить круг вопросов местного значения, за счет средств местных бюджетов, и исключить «размывание» муниципальных расходных обязательств. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность передачи отдельных государственных полномочий на уровень муниципалитетов с одновременным финансовым обеспечением этих полномочий. Также представляется перспективным развитие правовых механизмов оптимизации расходов местных бюджетов. Например, можно предусмотреть порядок централизованных закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, что позволит снизить их стоимость. Кроме того, необходимо совершенствовать систему нормирования и оптимизации штатной численности работников бюджетной сферы на муниципальном уровне [5, с. 52-54].Важным аспектом совершенствования правового регулирования обеспечения сбалансированности местных бюджетов является дальнейшее развитие механизмов межбюджетного регулирования. Необходимо обеспечить большую гибкость и адресность распределения межбюджетных трансфертов, с учетом специфики социально-экономического развития муниципальных образований. Кроме того, следует предусмотреть возможность предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ на более длительные сроки и на более выгодных условиях. Это позволит муниципалитетам эффективнее управлять своими финансовыми ресурсами и снизить долговую нагрузку [9, с. 11-12].Повышение эффективности управления муниципальными финансами является важным фактором обеспечения сбалансированности местных бюджетов. В этой связи необходимо совершенствовать правовое регулирование применения современных инструментов бюджетирования, таких как программно-целевое планирование, «бюджет для граждан», «бюджет участия» и др. Кроме того, следует предусмотреть более строгие требования к финансовой отчетности и публичной презентации результатов исполнения местных бюджетов. Это позволит повысить прозрачность и подотчетность органов местного самоуправления перед населением.Реализация обозначенных мер по совершенствованию правового регулирования в сфере обеспечения сбалансированности местных бюджетов будет способствовать укреплению их финансовой устойчивости, а также созданию условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шпиляк Ю.С. РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 258 - 268. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17869 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17869



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.