'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 42

Просмотры  17 просмотров

Губарь Д.С., Воронина Е.А.

  


ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ (СОВЕРШЕНИИ) ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА И СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ НА ОБЪЕКТЕ ЗАЩИТЫ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассмотрены вопросы интеграции систем оповещения на объекте защиты, исследованы правовые и технические проблемы, связанные с эксплуатацией систем оповещения и определением приоритета выдаваемых сигналов в различных ситуациях, приведена необходимость разработки совместных требований к интеграции систем оповещения для повышения безопасности и эффективного реагирования на возникающие угрозы жизни и здоровью людей, находящихся на объекте защиты.   

Ключевые слова:
система оповещения, эвакуация людей, терроризм, пожарная безопасность   


Подбор, установка и настройка системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения (совершении) террористического акта (далее – «система оповещения при террористическом акте») наряду с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее – «система оповещения при пожаре») представляет собой важный шаг в обеспечении безопасности общественных и частных объектов.В условиях современных вызовов, таких как террористические угрозы и опасные факторы пожара, интеграция данных систем в существующую инфраструктуру на объекте позволяет значительно повысить уровень защиты людей и имущества, однако это требует тщательного планирования и учета множества факторов: особенности инфраструктуры, виды угроз и специфику работы служб экстренного реагирования.Технические решения по совмещению двух систем сталкиваются с рядом вызовов, и в первую очередь это – законодательные требования, касающиеся автономности систем оповещения.Для обеспечения антитеррористической защищенности объектов, в зависимости от их ведомственной принадлежности и сферы деятельности, приняты постановления Правительства Российской Федерации, с требованиями по оборудованию таких объектов различными инженерно-техническими средствами охраны.Объекты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией, которая должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Эта система должна обеспечивать трансляцию речевой информации о характере опасности, путях эвакуации и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей.Также требования к антитеррористической защищенности отдельных объектов (территорий), установленные Правительством Российской Федерации, предусматривают, что система оповещения при террористическом акте должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Это правило действует для мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации [1], объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации [2], Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [3], Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [4].Что конкретно подразумевает законодатель под термином «автономность системы при террористическом акте»? Предполагается, что требование обусловлено необходимостью обеспечения надежности и оперативности оповещения в условиях, когда другие системы могут быть подвержены отключению или повреждению. Автономность системы при террористическом акте позволяет обеспечить ее функционирование независимо от других систем, таких как система оповещения о пожаре, что критически важно в случае террористической угрозы.В частности, рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации разработанные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации [5], прямо указывают, что установленные на объектах системы для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой системы для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений.Приведенный принцип приводит к необходимости разделения всех основных элементов системы оповещения при террористическом акте и системы оповещения при пожаре, включая дублирование громкоговорителей, и размещения на посту охраны объекта двух блоков управления указанными системами.Однако такая автономность порождает несколько проблематик.Во-первых, наличие двух отдельных систем влечет увеличение затрат на их обслуживание и эксплуатацию, а также обучение персонала.Во-вторых, автономные системы могут вызвать путаницу в действиях людей в экстренных ситуациях, связанных с приоритетным использованием таких систем в различных ситуациях. Если обе системы активируются одновременно, без четкого указания, какую из них следует считать приоритетной, это может привести к неправильным действиям. В условиях стресса и паники, возникающих при пожарах или террористических актах, люди могут не адекватно воспринимать информацию, тем более если при одновременной трансляции воспроизводятся противоречащие друг другу указания. Путаница в сообщениях может привести к хаосу и затруднить эвакуацию или защитные действия.Далее при изучении вопроса можно обнаружить, что в отношении ряда объектов требования к автономности системы оповещения при террористическом акте все-таки не применяются, в частности при антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций [6], Министерства юстиции Российской Федерации [7], Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации [8] и других.Из этого следует, что автономность системы оповещения при террористическом акте не просто шаблонная норма, а целенаправленное ужесточение требований антитеррористической защищенности к социальным объектам, где может находиться большое количество людей.В настоящее время Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации разрабатывается проект ГОСТ Р «Системы тревожной сигнализации. Системы оповещения при угрозе совершения террористического акта. Общие технические требования. Методы испытаний», который должен внести определенную ясность по проектированию, монтажу и эксплуатации систем оповещения при террористическом акте.В свою очередь, пожарная безопасность объекта, на котором воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, обеспечивается путем установки системы оповещения при пожаре. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться посредством трансляции специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.В основных нормативных актах в сфере пожарной безопасности, в частности Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [9], постановлении Правительства РФ от 1 сентября 2021 года № 1464.«Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» [10], требования к автономности системы оповещения о пожаре отсутствуют.Классификацией определены пять типов систем оповещения при пожаре, из которых 3, 4 и 5-й тип могут передавать речевое сообщение. Данные системы потенциально могут использоваться для трансляции сигналов оповещения при террористическом акте.Однако национальный стандарт ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 24 августа 2021 года № 792-ст [11], вообще не учитывает взаимодействие системы оповещения при пожаре с другими системами оповещения, на всех этапах, начиная от проектирования объекта защиты и до непосредственного монтажа и дальнейшей эксплуатации технического оборудования.Более того, подпункт 5.21 Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 года № 173 [12], предусматривает, что система пожарной автоматики, представляющая из себя совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта, не должна выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением трансляций музыкальных программ, рекламных и информационных объявлений, иных сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями.Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [13] под чрезвычайной ситуацией понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.Исходя из этого, оповещение людей об угрозе совершения террористического акта не подходит для целей использования системы оповещения при пожаре.При этом, как видно из приведенного Свода правил 3.13130.2009, его разработчик позаботился о закреплении возможности передачи сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями, через систему оповещения при пожаре.На практике приведенные требования не всегда соблюдаются, объект оборудуется простейшей системой речевого оповещения с микрофоном и усилителем, фактически выполняющей роль системы оповещения при террористическом акте и системы оповещения при пожаре, при этом прохождение всех сигналов осуществляется через единые громкоговорители. Часто такое оборудование в автоматическом режиме выдает всего один речевой сигнал и не имеет возможности программирования и применения различных сценариев сохранения жизни и здоровья людей при различных угрозах.Совсем недавно ярким примером неэффективной работы систем оповещения стал акт терроризма на территории торгового центра, где злоумышленники устроили пожар и хладнокровно расправлялись с людьми, застигнутыми врасплох, с использованием огнестрельного оружия. Установленные громкоговорители воспроизводили информационное сообщение о необходимости покинуть здание без учета сложившейся ситуации, в то время как требовалось проложить маршруты до определенного эвакуационного выхода, предупредить движение людей навстречу опасности, найти укрытие.В настоящее время российские и зарубежные производители предлагают оборудование, совмещающее в себе функции звукоусилителя, системы оповещения при террористическом акте, при пожаре, при чрезвычайной ситуации. В ходе эксплуатации оборудования производителем гарантируется гибкое программирование и автоматическая активация алгоритмов работы при различных угрозах, возможность записи и воспроизведения сообщений, передачи сообщений в ручном режиме через микрофон, разделения объекта по зонам оповещения и т.д.Вместе с тем техническое решение по объединению систем оповещения в одном блоке управления также несет в себе ряд проблем.Основной задачей совмещенной системы должно являться определение приоритета сигналов. В случае пожара может быть необходима мгновенная эвакуация людей, тогда как при террористическом акте акцент может смещаться на укрытие и минимизацию передвижения. При этом как определить приоритет при одновременном возникновении пожара и террористического акта, или какие предпринять меры, если пожар сам по себе является террористическим актом с целью выманить людей из укрытия.В случае отсутствия оператора на посту охраны применение совмещенной системы создает риск возникновения ошибок и неправильного реагирования, особенно если система не четко разграничивает виды угроз и соответствующие действия.Таким образом, в настоящее время отсутствуют подтверждения возможности интеграции системы оповещения при террористическом акте и системы оповещения при пожаре на одном объекте защиты, как с точки зрения действующего законодательства в области пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, так и с точки зрения технической целесообразности.Объединение сил Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для разработки совместных требований по интеграции систем оповещения является необходимым шагом для повышения безопасности. Совместные усилия помогут создать комплексную интегрированную защиту, способную быстрее и качественнее реагировать на современные вызовы, снизить риски в чрезвычайных ситуациях, способствовать сохранению жизни и здоровья людей.Необходимо учитывать аспекты, регулирующие порядок оповещения в различных случаях, которые могут требовать определенных подходов и процедур, поэтому интеграция систем должна быть тщательно продумана, чтобы избежать негативных последствий.К сожалению, в настоящее время каждое ведомство формирует требования к системам исключительно в пределах своей ответственности, не учитывая их взаимодействие на практике при обеспечении комплексной безопасности объекта.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Губарь Д.С., Воронина Е.А. ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ (СОВЕРШЕНИИ) ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА И СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ НА ОБЪЕКТЕ ЗАЩИТЫ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 285 - 296. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17872 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17872



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.