'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 51

Просмотры  18 просмотров

Любимцева А.В.

  


ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ *

  


Аннотация:
автор обосновывает свою позицию относительно понятия, признаков и источников правового регулирования договоров в сфере оказания телекоммуникационных услуг.   

Ключевые слова:
телекоммуникационные услуги, договорные отношения, информация, специфика договора, правовое регулирование   


В последние годы в российской практике все широкое распространение набирает заключение договоров об оказании телекоммуникационных услуг. Это объясняется трансформацией общественных отношений в связи с развитием научно-технического прогресса.При этом при большом сформировавшемся пласте правоотношений по оказанию телекоммуникационных услуг, деятельность телекоммуникационных компаний на текущий момент регулируется несколькими основным специальным нормативным правовым актом уровня федерального закона, которыми являются Федеральный закон «О связи» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .В Гражданском кодексе Российской Федерации в ст. 783.1 содержится лишь упоминание о таком договоре, как договор об оказании услуг по предоставлению информации. Таким образом, нормативной базой регулирующей общественные отношения в рассматриваемой сфере служат в основном подзаконные нормативно правовые акты, которые регулируют оказание конкретных видов телекоммуникационных услуг. Такими актами являются постановления правительства, которыми утверждаются правила оказания предоставления информации для различных целей, а именно:Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановление Правительства от 31.12.2021 N 2606 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания от 22.12.2006 № 785, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» .Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» .Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» .В этой связи стоит отметить значительный минус правового регулирования рассматриваемых правоотношений на уровне подзаконных нормативно правовых актов, так как правила оказания телекоммуникационных услуг не позволяют осуществлять одновременное оказание нескольких видов данных услуг, требуя построения различных телекоммуникационных сетей, получения разных лицензий, предъявляя отличающиеся требования к форме и условиям договоров об оказании телекоммуникационных услуг . Так, телекоммуникационная компания, оказывающая услуги подвижной радиотелефонной связи для предоставления возможности оказания телематических услуг связи с мобильного телефона, должна руководствоваться в своей деятельности несколькими правилами, а именно Правилами оказания услуг телефонной связи и Правилами оказания телематических услуг связи , нормы которых не всегда являются идентичными, что вызывает трудности у телекоммуникационных компаний и приводит к неудобству для потребителей услуг.Также ввиду того, что для оказания услуг электросвязи необходимо получение лицензии, в нормативную базу, регулирующую рассматриваемые правоотношения включаются также Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (ред. от 26.02.2022) «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» .Надо отметить, что в деятельности по предоставлению телекоммуникационных услуг компаниям также приходится руководствоваться нормативными правовыми актами, не являющимися непосредственно отраслевыми. Так, в части защиты конкуренции телекоммуникационные компании должны брать во внимание ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 и ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ .При этом не один из перечисленных нормативно правовых актов не содержит таких понятий как «телекоммуникации», «телекоммуникационная компания», «телекоммуникационные услуги», «информационные услуги», «договор об оказании телекоммуникационных услуг», что является пробелом в правовом регулировании и вызывает неопределенность в понимании сущности понятия телекоммуникационной услуги.Термин «телекоммуникации» происходит от греческого "tele" ("вдаль") и латинского "communico" ("делаю общим"), латинского "communication" - сообщение, передача. Таким образом, речь идет о данных, которые передаются на расстояние и (или) об информации, доступ к которой можно получить на расстоянии.Также для понимания сущности понятия телекоммуникационной услуги стоит обратиться к научной трактовке данного термина, которое нашло свое отражение в научном исследовании Ситдиковой Л.Б. По ее мнению, под телекоммуникационнной услугой следует понимать действия по поиску, сбору, хранению, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенной информации согласно требованиям заказчика. В связи с тем, что современное законодательство не оперирует термином «телекоммуникационной услуги», что значительно затрудняет правовое регулирование правоотношений в рассматриваемой области, представляется целесообразным законодательно закрепить данное понятие на уровне федерального закона, например, в действующем ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». При рассмотрении договоров в сфере телекоммуникационных услуг, необходимо также выделить их отличительные признаки. Первым признаком данного договора выступает его предмет, а именно, информация, под которой согласно ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления .Также нельзя не согласиться с Рустамовым П.А,который в своем научном исследовании «Договор по оказанию информационных услуг: понятие и свойства» выделает также следующие отличительные признаки договора по оказанию телекоммуникационных услуг: временная разница формирования и передачи информации, неотчуждаемость информации, выражение желания заключить договор одной стороной и выражение согласия на заключение соглашения другой стороной.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:Во-первых, законодательство в сфере регулирования правоотношений по оказанию телекоммуникационных услуг несовершенно, так как нормативной базой регулирующей общественные отношения в рассматриваемой сфере являются в основном подзаконные нормативно правовые акты, предъявляющие различные требования к форме договора об оказании телекоммуникационных услуг, к его условиям, в том числе к порядку оплаты телекоммуникационных услуг, к порядку выставления и оплаты счетов и т.д., и данные условия не всегда являются идентичными, что затрудняет деятельность телекоммуникационных компаний.Во-вторых, несовершенность действующего законодательства в рассматриваемой сфере также подтверждается тем, что на уровне федерального законодательства не сформировано единого понятийного аппарата, а именно, в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не закреплено термина «телекоммуникационной услуги». Данное определение сформулировано только в научной среде, где под телекоммуникационной услугой понимаются действия по поиску, сбору, хранению, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенной информации согласно требованиям заказчика.В-третьих, то касается признаков договора об оказании телекоммуникационных услуг, среди них можно выделить предмет договора, временную разницу формирования и передачи информации, неотчуждаемость информации, выражение желания заключить договор одной стороной и выражение согласия на заключение соглашения другой стороной.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Любимцева А.В. ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 353 - 358. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17881 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17881



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.