'
Любимцева А.В.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ *
Аннотация:
автор обосновывает свою позицию относительно исторических аспектов формирования и совершенствования правового регулирования в сфере оказания телекоммуникационных услуг.
Ключевые слова:
история, услуги связи, телекоммуникационные услуги, оператор связи, правовое регулирование
Сложившийся подход к регулированию правоотношений в сфере оказания телекоммуникационных сложился исходя из исторических причин. Начало формирования правового регулирования в данной сфере относится к концу XVIII – началу XIX веков, что связано с принятием первых Уставов связи. Первый Устав связи в России был принят в 1912 году. О.В. Жевняк отмечает, что «Устав почтово-телеграфной связи 1912 года регулировал общественные отношения по оказанию услуг почтовой, телеграфной связи и услуг телефонной связи, но не содержит общих норм, регулирующих все указанные отношения».Что касается советского периода, то в это время основными регуляторами правоотношений в сфере телекоммуникационных услуг также оставались уставы, среди которых можно выделить Устав «Почтовой, телеграфной, телефонной и радио связи СССР», утвержденный Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР «О введении в действие устава почтовой, телеграфной, телефонной и радио связи Союза ССР» от 15 февраля 1929 года. Настоящий устав делил связь на категории, а именно: на связь общего пользования, связь специального назначения и связь частного пользования. Связь общего пользования была предназначена для всех учреждений, предприятий, организаций и лиц, связь специального назначения предназначена для нужд Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, транспорта и пограничной охраны, а связь частного пользования в свою очередь была предназначена для физических лиц.В последствие был принят Устав «Связи Союза ССР», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении устава связи Союза ССР» от 10 августа 1953 г. N 2122 , он подразделял связь на следующие категории, а именно: связь общего пользования, связь внутриведомственного пользования и взаимоотношения с органами министерства связи, связь на транспорте. Особенностью данного устава являлось то, что в нем давалось определение различным видам связи и ввел первый понятийный аппарат в данной сфере. Стоит отметить, что все предыдущие нормативно правовые акты не имели закрепленного понятийного аппарата, что, на мой взгляд, затрудняло правовое регулирование правоотношений в области оказания телекоммуникационных услуг.Устав «Связи Союза ССР» утратил силу с принятием Постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Устава связи Союза ССР» от 27 мая 1971 г. N 316. Особенностью данного Устава можно назвать то, что он регламентировал права, обязанности и ответственность Министерства связи СССР, министерств связи союзных республик, других министерств и ведомств, имеющих средства связи, предприятий и организаций связи, предприятий и организаций Союзпечати, а также граждан, предприятий, организаций и учреждений, пользующихся средствами и услугами связи. Также он закреплял условия проектирования, строительства, устройства и эксплуатации средств связи.Несмотря на то, что законодатель пытался урегулировать правоотношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг путем усовершенствования уставов связи, нормативно-правового акта на федеральном уровне не существовало. Только в 1995 году был принят Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 № 15-ФЗ. Данный закон впервые содержал статью, закрепляющую основные термины, используемые в нем. Таким образом, впервые на законодательном уровне были закреплены понятия таких терминов как электрическая связь, почтовая связь, сети электросвязи, оператор связи, услуги связи и т.д. Также Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 № 15-ФЗ закреплял права, обязанности и ответственность операторов и пользователей услуг связи и порядок разрешения споров в области оказания услуг связи.На смену данному Федеральному закону пришел Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, действующий до сих пор.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации. Также он определяет право на присоединение сетей, требования к порядку их присоединения, и порядок взаимодействия. Федеральный закон «О связи» рассматривает услуги связи в двух аспектах, включая в услуги связи услуги электросвязи и услуги почтовой связи. А также содержит обширный понятийный аппарат, что было не присуще вышеперечисленным нормативно-правовым актам.Таким образом, становление института правового регулирования отношений по оказанию телекоммуникационных услуг прошло долгий этап развития. Основной проблемой уставов, регулирующих правоотношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг, являлась недостаточность или вовсе отсутствие понятийного аппарата, что затрудняло правовое регулирование правоотношений в рассматриваемой сфере. Большую роль в развитии института правового регулирования отношений по оказанию телекоммуникационных услуг сыграло принятие нормативного правового акта уровня закона, которым законодатель попытался исправить коллизии, возникающие в судебной практике при применении норм ранее изданных нормативно правовых актов. Однако данный нормативно-правовой акт также не является совершенным и требует законодательной доработки.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Любимцева А.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 359 - 363. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17882 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*