'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 53

Просмотры  22 просмотров

Любимцева А.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ *

  


Аннотация:
автор обосновывает свою позицию относительно возникающих проблем правового регулирования правоотношений в сфере оказания телекоммуникационных услуг, а также предлагает пути решения данных проблем путем внесения изменений в действующее законодательство.   

Ключевые слова:
телекоммуникационные услуги, услуги связи, правовое регулирование   


Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг, является Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ.Настоящий Федеральный закон посвящен регулированию отношений, связанных с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации. Также он определяет право на присоединение сетей, требования к порядку их присоединения, и порядок взаимодействия. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ подразделяет услуги связи на услуги электросвязи и услуги почтовой связи. В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.Стоит отметить, что, несмотря на то, что во внутреннем российском законодательстве чаще используется термин «электросвязь», в нашу жизнь уже достаточно прочно вошел термин телекоммуникации.В переводе с латинского языка термин «Электросвязь», означает «янтарь, лучезарное солнце», в то время как в ратифицированном на территории Российской Федерации Уставе международного союза электросвязи, где приоритет отдается французскому языку, используется термин «télécommunications».Таким образом, предположительно, что перевод термина «телекоммуникации» на русский язык в качестве термина «электросвязь» связан с тем, что изначально передача сигналов, в которые преобразуются передаваемые по сетям электросвязи сообщения, осуществлялась исключительно в виде электрических импульсов. Именно поэтому речь идет о «лучезарном солнце».Однако в настоящее время развитие способов передачи информации по сетям связи значительно усовершенствовалось. Таким образом, при использовании новых технологий, электрические импульсы в процессе передачи информации по сетям связи могут преобразовываться в световые лучи (передача информации по оптоволокну), в радиоволны (беспроводная передача информации). Также не стоит забывать о темпах развития научно-технического прогресса, который может привнести в нашу жизнь другие способы передачи данных. Можно сделать вывод, что использование такого термина как «электрическая» не актуально в настоящее время.Также стоит отметить, в связи с процессом внедрения в нашу жизнь интернета, целью в получении услуг связи является получение доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в т.ч. к сети «Интернет».Таким образом, используемые в действующем законодательстве такие термины как «электросвязь», «услуги электросвязи» не в полной мере отражают суть данных понятий. В связи с чем, представляется целесообразным ввести в российское законодательство такие термины как «телекоммуникации», «телекоммуникационные услуги». В переводе с латинского термин «communication» означает сообщение, передача.Иными словами, речь в данном случае идет о данных, которые передаются на расстояние, а также об информации, доступ к которой можно получить на расстоянии. Следовательно, данный термин в большей степени отражает суть данного вида услуг и не зависит от используемых технологий.Учитывая, что законодательство РФ в настоящее время не оперирует понятиями «телекоммуникации», «телекоммуникационная компания», «телекоммуникационные услуги», а оперирует соответственно понятиями «электросвязь», «организация электросвязи», «услуги связи, электросвязи», в дальнейшем по тексту указанные понятия будут использоваться как тождественные.Таким образом, Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ является единственным основным специальным нормативным правовым актом уровня федерального закона, который регулирует деятельность по оказанию телекоммуникационных услуг.Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит отдельной главы, посвященной регулированию договоров в сфере оказания телекоммуникационных услуг. В частности, Глава 39 ГК РФ лишь затрагивает регулирование правоотношений по оказанию услуг связи.Таким образом, нормативной базой, регулирующей общественные отношения в рассматриваемой сфере являются в основном Постановления правительства, которые утверждают правила оказания того или иного вида услуг связи. Среди них можно выделить Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2606 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных", Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", Постановление Правительства РФ от 24.01.2024 N 59 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи". Стоит отметить, что данные правила вступают в силу с 01 сентября 2024 года.В области защиты конкуренции телекоммуникационные компании руководствуются следующими нормативно правовыми актами, а именно: Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О естественных монополиях".Нормы данных нормативно-правовых, посвященные положению существенного оператора и доле доминирования на рынке, вступают в коллизию, так как устанавливаю различные пороги данного критерия. Таким образом, коллизия между двумя специальными законами может привести к неоднозначности регулирования деятельности телекоммуникационных компаний.Также в своей деятельности телекоммуникационные компании руководствуются Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О национальной платежной системе", Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Некоторые положения данных законов в части правового регулирования деятельности по оказанию телекоммуникационных услуг также могут противоречить Федеральному закону «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ. В качестве примера можно привести положения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", на основании которого от оператора услуг подвижной связи при заключении договора требуется идентифицировать юридическое лицо, установить его бенефициаров и актуализировать данную информацию не реже одного раза в год. В это же время Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ говорит о праве телекоммуникационной компании при заключении «клиентского» договора требовать от юридического лица только документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица на заключение «клиентского» договора.В свою очередь деятельность телекоммуникационных компаний также регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными, которые принимаются на уровне одного департамента внутри ведомства. Нормы таких актов не рассматривают иные аспекты деятельности телекоммуникационных компаний и не учитывают специфику в части обеспечения оказания различных телекоммуникационных услуг одной телекоммуникационной компанией.Таким образом, разрозненное нахождение норм, регулирующих правоотношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг, в различных нормативно правовых актах и подзаконных нормативно правовых актах приводит к тому, что к договорам по оказанию телекоммуникационных услуг предъявляются разные требования. Такая тенденция регулирования правоотношений приводит к коллизии норм права, регулирующих одни и те же правоотношения, способствует неверному их толкованию и возникновению судебных споров на этой почве. В связи с этим представляется целесообразным структурировать нормы, регулирующие правоотношения в сфере оказания телекоммуникационных услуг, путем объединения норм в один отдельный нормативно правовой акт уровня федерального закона, также выделить отдельную главу в Гражданском кодексе Российской Федерации, посвященную регулированию правоотношений в данной сфере. Аналогичную точку зрения высказывает и А.В. Юшкевич. В своем научном труде он указывает следующее: «Как мы видим, ввиду отсутствия единого теоретического обоснования, единой логически связанной структуры, разрозненности норм, законодательство, регулирующее деятельность в области оказания услуг связи, нуждается в совершенствовании и систематизации». С данной точкой зрения нельзя не согласиться, так как это позволит избежать двоякого толкования норм права, а также поможет создать единый понятийный аппарат в области телекоммуникационных услуг.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Любимцева А.В. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 364 - 370. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17883 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17883



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.