'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 54

Просмотры  10 просмотров

Любимцева А.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИСПОЛНЕНИЕМ И РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЕТЕЙ И ПРОПУСКА ТРАФИКА *

  


Аннотация:
автор обосновывает свою позицию относительно возникающих проблем правоприменительной практики при применении норм, регулирующих отношения, связанные с заключением, исполнением и расторжением договоров присоединения сетей и пропуска трафика, а также предлагает пути решения данных проблем путем внесения изменений в действующее законодательство.   

Ключевые слова:
присоединение сетей, пропуск трафика, договорные отношения, оператор связи, услуги связи, правовое регулирование   


В настоящее время мы не можем представить свою жизнь без интернета, телевидения и телефонии. Сами того не замечая, мы на повседневной основе оказываемся участниками правоотношений по оказанию услуг электросвязи. Данный вид услуг невозможен без использования сетей связи, под которыми на основании п. 24 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О связи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023) понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.На территории Российской Федерации для возмездного оказания услуг электросвязи используются сети общего пользования, что следует из положений п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О связи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023). При помощи сетей общего пользования одно и тоже сообщение, отправленное по сети одного оператора связи, возможно получить в сети другого оператора связи, при условии, что сети является присоединенными. Порядок и основания присоединения сетей электросвязи и их взаимодействие регулируются Главой 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О связи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023). Статья 18 данного Федерального закона предусматривает право операторов связи на присоединение своих сетей к сетям общего пользования на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Рассматриваемые правоотношения касаются взаимодействия операторов связи. Ю.В. Волков определяет оператора как обособленное лицо, прошедшее процедуру лицензирования, наделённое правами на телекоммуникационный ресурс, осуществляющее управление объектами телекоммуникационной инфраструктуры в целях оказания телекоммуникационных услуг и извлечения доходов. На основании п. 1 ст. 29 Федерального закона "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.Услуги связи, для оказания которых нужна соответствующая лицензия, перечислены в Перечне наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (ред. от 26.02.2022) "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Стоит отметить, что оказание услуг присоединения сетей электросвязи и услуг пропуска трафика в перечне не указано. Таким образом, возникает вопрос о необходимости получения операторами связи лицензий для осуществления деятельности оказания услуг по присоединению сетей и услуг по пропуску трафика. Возникшая коллизия правовых норм порождает разные точки зрения теоретиков и практиков по данному вопросу, с некоторыми из которых трудно согласитесь. Например, В.А. Вайпан считает, что деятельность по присоединению и пропуску трафика не является деятельностью по предоставлению услуг связи. Однако данное мнение противоречит положениям законодательства, так как договор о присоединении сетей может быть заключен только между операторами связи, то есть между юридическими лицами, которые в силу закона обязаны иметь лицензии на определенный вид услуг связи. По моему мнению, для исключения ошибочного трактования норм законодательства, в Перечень наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи необходимо включить услуги по присоединению сетей электросвязи и услуги по пропуску трафика. Данная корректировка законодательства напрямую обяжет операторов связи, оказывающих услуги по присоединению сетей и пропуску трафика получать лицензию на осуществление своей деятельности и позволит избежать иного мнения научных деятелей по данному вопросу. Также стоит отметить, что нормативного определения договора присоединения сетей электросвязи на данный момент не существует, что вызывает сложности в определении правовой природы данного вида договора. Дискуссии по этому поводу можно встретить в специальной литературе даже не смотря на то, что законодательство относит данный договор к договорам оказания услуг. В своей научной работе «Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере телекоммуникационных услуг» Кузнецова О.А. высказывает свое мнение о том, что данный договор нельзя однозначно отнести к числу "чисто услуговых" договоров и предлагает его включить в группу так называемых «подрядоподобных договоров» из-за его специфических свойств. На мой взгляд, данный вывод был сделан на основании анализа п. 17 Постановления Правительства РФ от 21.01.2022 N 29 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", в котором говорится о том, что, оказываемая оператором связи услуга присоединения включает в себя также монтаж и присоединение сетей связи. Таким образом, в данном положении законодательства усматриваются признаки договора подряда, поскольку итогом данных услуг является материальный результат в виде новой или переработанной вещи. В данном случае результат проведенных работ не переходит в собственность другой стороны договора, а остается в собственности каждого из операторов связи. Также следует отметить, что при этом потребительская ценность существенно повышается, так как оказанная услуга присоединения сетей электросвязи дает возможность пропускать трафик сторонним операторам связи и соответственно получать за это материальное вознаграждение. Следовательно, можно сделать вывод о том, что к услугам присоединения сетей связи следует также применять нормы законодательства о подряде.Услуга присоединения сетей связи осуществляется с целью организации взаимодействия двух сетей связи, которое проявляется уже в возможности оказания услуги по пропуску трафика.Таким образом, когда комплекс работ по присоединению сетей связи завершается, между операторами связи возникают длящиеся отношения по пропуску трафика через «точку присоединения». В данной связи стоит отметить, что следует понимать под услугой по пропуску трафика. В соответствии с п. 34 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О связи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023), под услугой по пропуску трафика стоит понимать деятельность, направленную на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи. Не смотря на то, что услуги по присоединению сетей и услуги по пропуску трафика имеют самостоятельный характер, они являются взаимосвязанными, так как оказание данных услуг всегда следуют друг за другом, что является их специфической особенностью. В связи с этим услуга по пропуску трафика находится в зависимости от услуги по присоединению сетей связи, так как только после присоединения сетей связи становится возможным оказание услуги по пропуску трафика. Следовательно, при прекращении присоединения сетей связи прекращается и пропуск трафика. В данном случае не будет играть роли то, произошло ли прекращение по волеизъявлению стороны договора, независимо от ее волеизъявления, частичному волеизъявлению стороны договора или вследствие действий третьих лиц.Таким образом, исходя из очевидной взаимосвязи данных двух услуг, представляется целесообразным включать их в один договор, заключаемый между операторами связи. Данная корректировка законодательства позволила бы значительно упростить деятельность операторов связи по оказанию услуг по пропуску трафика и присоединению сетей. Немаловажным также является вопрос, касающийся существенных условий договора присоединения сетей. Существенные условия данного договора перечислены в п. 16 Постановления Правительства РФ от 21.01.2022 N 29 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Однако операторы на момент заключения договора не всегда могут определить некоторые из перечисленных существенных условий. Это касается, например, экономических условий в связи с их нестабильностью. Таким образом, цены на услуги по пропуску трафика могут измениться за время выполнения услуг по присоединению сетей.Также стоит отметить сложности в определении технических условий при заключении договора. Часто операторы связи заключают договор присоединения сетей электросвязи, в котором предусматривают, что технические условия присоединения будут выданы в течение определенного времени с даты поступления заявки от присоединяемого оператора. Таким образом, сложившаяся правовая конструкция с широким перечнем перечисленных существенных условий, без соблюдения которых договор не может быть признан заключенным, является избыточным принципом контроля. Решение данного вопроса предлагает в своей научной работе О.А. Кузнецова, путем предоставления операторам связи заключать так называемый рамочный договор. Данное мнение имеет место быть, так как заключение внедрение конструкции данного договора в рассматриваемые правоотношения позволило бы закрепить сложившуюся практику заключения договоров присоединения сетей и пропуска трафика.В рамках изучения вопроса расторжения договоров присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика, необходимо обратить внимание на соотношение положений статьи 782 Гражданского кодекса РФ, регулирующих односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, и положений раздела 5 Постановления Правительства РФ от 21.01.2022 N 29 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", закрепляющих исчерпывающий перечень оснований для прекращения договора присоединений сетей и пропуска трафика. Пункт 52 Постановления Правительства РФ от 21.01.2022 N 29 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" гласит, что оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, или оператор универсального обслуживания имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о присоединении в случае аннулирования либо прекращения действия лицензии. Следовательно, основаниями для прекращения договора является только прекращение или аннулирование лицензии. Таким образом, мы наблюдаем коллизию между нормами общего законодательства, предусматривающими безусловное субъективное право на односторонний отказ от исполнения договора присоединения сетей и пропуска трафика, и специального отраслевого законодательства, не предусматривающего такого субъективного права в принципе. Кроме того, статья 782 Гражданского кодекса РФ рассчитана на те случаи, когда право на односторонний отказ не связано с нарушением обязательств другой стороной. Следовательно, это не предусматривает тех последствий, на которые вправе была бы рассчитывать сторона, инициирующая расторжение договора в качестве меры оперативного воздействия, направленного на обеспечение защиты нарушенного гражданского права. Для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в действующее законодательство, а именно: введение института возможности одностороннего внесудебного отказа от исполнения такого договора в случае нарушения обязательств другой стороной с предварительным уведомлением и установлением срока для устранения нарушений. Данный подход используется в ряде зарубежных правовых систем. На мой взгляд, он позволит защитить добросовестного оператора связи от недобросовестных действий другого оператора связи.Таким образом, мы видим, что на данный момент в рамках современного российского законодательства существуют проблемы правового регулирования отношений, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров присоединения сетей и пропуска трафика, которые выражаются в коллизии норм общего и специального законодательства, отсутствии закрепленных в законе специальных терминов, неверном трактовании закона, в связи с отсутствием в нем тех или иных положений, регламентирующих рассматриваемые правоотношении. На мой взгляд, предложенные варианты разрешения данных проблем могут поспособствовать стабилизации данных правоотношений и повышению качества оказываемых услуг по присоединению сетей и пропуску трафика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Любимцева А.В. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИСПОЛНЕНИЕМ И РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЕТЕЙ И ПРОПУСКА ТРАФИКА // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 371 - 379. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17884 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17884



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.