'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (15) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  114 просмотров

Ханова А.Ф.

  


ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ *

  


Аннотация:
особенности используемых технологий и производимого продукта непосредственно отражаются на жизненном цикле и характере спроса на инфокоммуникационные услуги и сервисы. Статья посвящена анализу особенностей и тенденций жизненного цикла инфокоммуникационных услуг   

Ключевые слова:
инфокоммуникации, жизненный цикл, управление жизненным циклом, стадия жизненного цикла   


Жизненный цикл продукта представляет собой модель рыночной реакции на продукт, выраженной в параметрах времени и стоимостных показателях, и отражает, по сути, эволюцию спроса на товар или услугу в течение времени. Это – важнейшая концепция, рассматривающая динамику конкурентоспособного пребывания продукта на рынке. Концепция жизненного цикла применима к товарным категориям, разновидностям товара и отдельным торговым маркам, а, кроме этого, к отраслевым рынкам и технологиям. Основные положения концепции жизненного цикла продукта можно сформулировать следующим образом: • срок существования продукта на рынке ограничен во времени: развитие технологий и появление принципиально новых продуктов могут привести к его частичному или полному вытеснению с рынка; • жизненный цикл продукта может быть представлен как определенная последовательность стадий (этапов, фаз) существования его на рынке, имеющих определенные временные рамки; • в течение жизненного цикла продукта различаются рыночные условия, то есть каждая стадия характеризуется спецификой экономической конъюнктуры на региональном рынке (состоянием спроса, конкуренции, покупательским поведением и т.п.); • для каждой стадии характерна определенная структура продаж, затрат и прибыли предприятия, вследствие этого для обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности номенклатура продукции предприятия должна включать товары или услуги, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла; • вследствие изменения экономических условий и состояния конкуренции на рынке каждый этап ЖЦП требует выработки приоритетных целей и адаптации стратегий и тактик компании в области производства, маркетинга, финансов, сбыта и управления персоналом; • переход от одной стадии к другой происходит обычно без резких скачков, поэтому крайне важно своевременно уловить границы стадий и выработать рекомендации по перераспределению ресурсов и усилий предприятия в целях обеспечения его конкурентоспособности [2]. Экономической природе отрасли инфокоммуникаций присущи известные специфические черты, вытекающие из ее технологических особенностей : • продукция отрасли не имеет вещественной формы, а представляет собой полезный эффект процесса передачи сообщений между абонентами; • собственно, товарной формы, в которой существуют обычные продукты между окончательным производством и реализацией, услуга не принимает; • в инфокоммуникациях процессы производства и потребления услуг неразделимы во времени в отличие от промышленности, где процесс воспроизводства включает четыре фазы (производство, распределение, обмен, потребление), разделенные во времени и пространстве; • всеобщий характер потребления услуг; их взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Особенности используемых технологий и производимого продукта непосредственно отражаются на жизненном цикле и характере спроса на инфокоммуникационные услуги и сервисы. Стадия внедрения характеризуется медленными темпами роста объема продаж. Обычно темп роста продаж в этот период зависит от характера инновационного продукта и, вытекающей из этого степени заинтересованности потребителей. В контексте концепции ЖЦП обычно рассматривается следующая типология инноваций: степень новизны для фирмы, происхождение инновации, природа инновации, изменения в поведении пользователей инновации [1]. Применительно к инфокоммуникационным услугам наибольший интерес представляют два подхода к их классификации. Исходя из природы новых идей инновации делят на технологические, связанные с физическими характеристика нового продукта, и организационно-коммерческие, предполагающие изменения способов организации, сбыта или продвижения товара, или услуги. Проанализируем особенности жизненных циклов основных инфокоммуникационных услуг. Наукоемкость и капиталоемкость технологий, достаточно высокие сроки окупаемости капитальных вложений, особенности новых услуг и их производства определяют специфику экономической конъюнктуры и особенностей ведения бизнеса на стадии внедрения. К ним можно отнести: • отсутствие, либо крайне низкий уровень первичного спроса вследствие неинформированности и неготовности пользователей обращаться к новым услугам; • проблемы технического характера, связанные с развертыванием сетей; недостаточное качество и ограниченная доступность новых услуг; • «неопределенность технологии», то есть превышение возможностей новой технологии с точки зрения потенциального набора услуг над потребностями рынка, что обусловливает необходимость выявления наиболее востребованных услуг в ближайшей и отдаленной перспективе для обеспечения рентабельной работы компании; • высокие тарифы, обусловленные высокими капитальными вложениями; • ограниченный сегмент потенциальных потребителей, характеризующийся высокой платежеспособностью, положительным отношением и высокой восприимчивостью к новым телекоммуникационным технологиям; • низкая конкуренция или ее отсутствие на отдельных региональных рынках; • высокий уровень неопределенности и риска, отсутствие прибыли Высокая капиталоемкость новых услуг требует тщательного техникоэкономического обоснования инновационных проектов [3]. Оценка перспектив развития новых услуг также является важной задачей компании на этом этапе [4]. Основной особенностью стадии роста являются высокие темпы увеличения продаж и прибыли компании, свидетельствующие о рыночном «признании» услуги. Этап роста в инфокоммуникациях связан со значительным расширением абонентские баз и усилением конкуренции [7, 10, 15, 16] на отраслевом рынке. Вследствие роста объема продаж проявляется тенденция к снижению себестоимости (эффект масштаба) вследствие сокращения удельных затрат на производство и маркетинг. Это становится предпосылкой к снижению и дифференциации тарифов. Основные стратегические усилия операторских компаний направляются на дальнейшее внедрение на рынок за счет расширения зоны обслуживания, проникновения на новые сегменты рынка, использования убеждающей рекламы, расширения внешних точек продажи услуг. На этом этапе повышается роль организационно-коммерческих инноваций, позволяющих расширять номенклатуру дополнительных услуг . Этап зрелости характеризуется замедлением темпов роста продаж, являющегося следствием насыщения базовых потребностей в услугах. О наступлении стадии зрелости свидетельствует уровень проникновения, превышающий примерно 90-95 абонентов на 100 жителей. То есть возможности привлечения новых абонентов на стадии зрелости практически исчерпаны и конкурентная борьба смещается в сторону сохранения абонентской базы (сокращения оттока абонентов) и привлечения абонентов конкурирующих компаний. Приоритетной целью операторской компании на стадии зрелости является внедрение новых технологий и услуг, однако учитывая длительный период внедрения и освоения новых технологий, необходимость значительных инвестиций и высокий уровень конкуренции на отраслевом рынке для обеспечения лидирующих позиций приступать к реализации этой цели компании необходимо в период перехода от стадии роста к стадии зрелости.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (15) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ханова А.Ф. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ // Вестник науки №6 (15) том 4. С. 119 - 123. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1789 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1789



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.