'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 61

Просмотры  32 просмотров

Пкин Д.А.

  


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрено понятие административной ответственности, сформулированы ее характерные черты. Сформулированы цели административной ответственности. Показано место административной ответственности среди иных видов юридической ответственности.   

Ключевые слова:
административная ответственность, юридическая ответственность, административное правонарушение, административное наказание   


В современных условиях приобретает большое значение административное право, которое представляет собой совокупность правовых норм, занимающихся регулированием общественных отношений в сфере государственного управления обществом. Это связано в первую очередь изменениями, происходящими в России в последние десятилетия, изменением роли исполнительной власти в государстве.Отношения, связанные с осуществлением обязательных для исполнения решений органов исполнительной власти субъектом, который организационно им не подчинен. Огромная группа властных отношений, при большой доле органов исполнительной власти, юридически опосредуется административным правом. Такие отношения обладают существенной особенностью, заключающейся в необходимость защиты таких отношений, для обеспечения устойчивости функционирования властно-организационных социальных связей. Именно для реализации этой задачи и требуется институт административной ответственности, являющийся совокупностью норм, которые носят охранительный характер от посягательств на стабильность связей в обществе.По своему содержанию административная ответственность должна в полной мере соответствовать как общим идеям права, так и его смыслу. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. Именно поэтому институт административной ответственности требует к себе максимально пристального внимания со стороны российского законодателя, а также научного сообщества.Понятия административной ответственности нет в законодательстве. Это сугубо научный термин, который разрабатывается исследователями. Рассматривая административную ответственность, Ю.М. Козлов акцентирует внимание на том, что это санкция с последующим применением административно-правовых мер к лицам, совершившим административные проступки [1, с. 337]. И.А. Зайцев характеризует административную ответственность как вид юридической ответственности, выступающей основным способом государственного регулирования общественных отношений, возникающих при совершении административного правонарушения [2, с. 25].Целесообразно выделить цели административной ответственности, так как это является крайне важным, ведь во многом от этого зависит точное применение административно-правовых норм. Тем более, что ученые-юристы уделят большое внимание этим вопросам [5, с. 37]. Определяющим в рассматриваемом аспекте является ст. 3.1 КоАП РФ, из которой следует, что целью рассматриваемого административно-правового института является регулирование общественных отношений, задача – в первую очередь предупредить и урегулировать.Обратимся к работе известного отечественного исследователя Д.А. Липинского [3, с. 31], по мнению которого, применительно к теме данного исследования, целью административной ответственности следует считать предполагаемое состояние развития общественных отношений, к которой посредством применения к правонарушителю административных наказаний стремятся уполномоченные субъекты.О.Ю. Суворова, как многие иные авторы, при выделении и анализе целей административной ответственности, ограничивается лишь указанием на те, которые нормативно закреплены в КоАП РФ, а именно, на общую и частную превенцию [6, с. 14]. Законодатель тем не менее и в иных административных нормативных правовых актах выделяет определенные цели. Цель административной ответственности находит свое отражение в определенных материальных результатах, например, это сужение имущественной сферы, лишение свободы (при административном аресте). Д.А. Липинский и А.А. Мусаткина формулируют правильный вывод, что ключевыми целями административной ответственности является предупреждения правонарушений как со стороны правонарушителя, так и со стороны других лиц [4].Административная ответственность отличается от прочих видов юридической ответственности по разным критериям. Например, у разных видов юридической ответственности имеется разная нормативная основа. Так, в качестве нормативной основы административной ответственности выступает КоАП РФ. Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс РФ. Нормативную основу дисциплинарной ответственности составляет Трудовой кодекс РФ и многие другие нормативные правовые акты – уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.Административная ответственность отличается от гражданско-правовой ответственности, прежде всего тем, что административная ответственность направлена в большей степени на защиту публичных интересов, тогда как гражданско-правовая ответственность – в основном на защиту частных интересов.Отличие административной ответственности от уголовной ответственности проводится по разным критериям. Рассматриваемая в данной работе разновидность юридической ответственности отличается от уголовной ответственности тем, что нормы об административной ответственности имеют в целом более широкий спектр действия. Разграничение уголовной ответственности от административной проводится как по степени общественной опасности (вредности) деяния, так и по субъектному критерию. В частности, имеется ввиду, что к уголовной ответственности могут быть привлечены лишь физические лица, а субъектами административной ответственности являются, помимо физических лиц, также и юридические лица, должностные лица. Административные взыскания по сравнению с уголовными наказаниями являются менее суровыми. Административная ответственность характеризуется тем, что для нее присущ более упрощенный (по сравнению с уголовной ответственностью) порядок разрешения дела, также законодателем предусмотрены более сокращенные сроки их разрешения.Говоря о различии административной ответственность от дисциплинарной ответственности, отметим, что первая носит преимущественно материальный (денежный) характера, в то время как дисциплинарная - моральный. Любое административное правонарушение, предусмотренное в законе, обеспечено административным штрафом. Если посмотреть на все виды административных наказаний, то мы увидим, что ни одни из них не схож с мерами дисциплинарной ответственности.Итак, как представляется, административная ответственность заключается в применении компетентными органами, должностными лицами мер административных наказаний к физическим и юридическим лицам, виновно совершившим административные правонарушения. Административная ответственность существенно отличается от иных видов юридической ответственности. При этом отличительных особенностей довольно много у всех видов юридической ответственности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пкин Д.А. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 422 - 426. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17891 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17891



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.