'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 70

Просмотры  15 просмотров

Шестакова А.А., Халиуллин Р.Г.

  


НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОВОЗУ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается вопрос о назначении таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля и административного производства. Выделяются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются должностные лица таможенных органов при составлении решения о назначении таможенной экспертизы через программные средства, а также вопрос уведомления физического лица по результатам проведения данной экспертизы. Наиболее серьезной проблемой является отсутствие в программе необходимых задач для более быстрого и правильного составления решения, на основании которого проводится таможенная экспертиза. На сегодняшний день есть пробел в законодательстве, касающийся вопроса направления результатов экспертизы лицу, в отношении которого ведется административное производство, а именно отсутствие права на получение решения в административном законодательстве. В связи с этим предложены пути решения данных проблем.   

Ключевые слова:
экспертиза, таможенный орган, административное правонарушение, таможенный контроль, заключение эксперта, должностное лицо, декларант   


Назначение экспертизы в таможенной сфере является одним из ключевых направлений деятельности таможенных органов. Определение таможенной экспертизы закреплено в Таможенном Кодексе Евразийского Экономического Союза (далее – ТК ЕАЭС).[1] Таможенная экспертиза как и любая другая это всегда исследование объекта при помощи специальных знаний.Кравченко О.Д., Сагидуллина Р.Р. и Манукян В.М. считают, что «таможенная экспертиза представляет из себя специфическое научное исследование, которое выполняется под руководством экспертов для решения задач, непосредственно возникающих и требующих своего разрешения при расследовании правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела». [2]Опираясь на ТК ЕАЭС и мнения авторов, таможенная экспертиза – это в первую очередь исследование, проводимое с целью идентификации товара, при помощи специальных знаний, в том числе оказания помощи при разрешении ряда проблемных вопрос, возникших при проведении таможенного контроля или в рамках административного производства.Таможенная экспертиза назначается с целью разрешения спорных вопросов в отношении товара, обнаруженного в ходе таможенного контроля. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 351 ТК ЕАЭС таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Существует единый перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза или вывоза с таможенной территории, и которые подлежат к производству таможенной экспертизы (например, кастеты, холодное клинковое оружие, пестициды и т.д.).[3]Таможенная экспертиза назначается по факту обнаружения у физического лица товара, подпадающего под запреты и ограничения, и впоследствии возникающих вопросов, для разъяснения которых требуются специальные знания. В связи с этим, экспертиза назначается на основании: объяснения, взятого от физического лица, с целью получения сведений о товаре, акта таможенного досмотра, в котором указываются сведения о физическом лице и о перевозимом товаре. Далее должностным лицом принимается решение о назначении первичной таможенной экспертизе. В этом случае составляется акт отбора проб и образцов товаров,[4] а также Решение о назначении экспертизы . При назначении первичной (повторной) таможенной экспертизы применяется программное средство совершения таможенных операций ПЗ «Рабочее место СТО». На смену «старым» журналам - регистрации не обменивающимися информацией с экспертными подразделениями (что упростило работу по отправлению справок обратной связи и ускорило скорость передачи информации) пришла новая программа ПЗ «Рабочее место СТО». Это абсолютно новый продукт отечественной IT- разработки для таможенных органов, который разрабатывается и обновляется в тяжелейших условиях санкций. И зачастую, при реформировании системы, введения ноу-хау или же новой программной составляющей, появляется ряд проблем, которые со временем решаются обновлением программных средств. Например, отсутствие форматно-логического контроля (далее - ФЛК),такая функция помогает избавиться от ошибок и описок при заполнении решения о назначении первичной таможенной экспертизы (далее - Решение). Иными словами, ФЛК автоматически проверяет правильность заполненных граф. Отсутствие данной установки влечет за собой ряд негативных последствий, как для декларанта (физического лица), так и должностного лица. Во – первых эксперт не примет Решение, пока оно не будет оформлено должным образом, а в некоторых случаях неправильно оформленное решение может служить основанием отказа в проведении экспертизы, во – вторых при обнаружении товара в зале вылета, происходит трата времени, которого критически мало, в – третьих выражение со стороны лица соответствующих жалоб, в случае опоздания на рейс, что чревато последствиями для должностного лица. Не реализовано проведение ФЛК на предмет правильности в акте отбора проб и образцов товаров. Кроме того, при разделенном контроле в пункте пропуска, где физически находится товар, отсутствует информирование о поступивших из центра электронного декларирования, поручений, на отбор проб или образцов товаров, в связи с этим, с целью своевременного проведения операций, программная задача должна постоянно находиться в открытом виде. На практике это решается дополнительными, не предусмотренными, телефонными звонками.Прогресс в научно - технической сфере и рядом социально - экономических изменений, проблемы технического характера сопровождения таможенной деятельности будут долго продолжаться. Но постепенное урегулирование такого рода проблем, путем модернизации программных средств и выходом новых методических рекомендаций по эксплуатации, повысит работоспособность систем, что вследствие приведет к минимизации рисков нарушения таможенного законодательства.Не менее важным является постановка вопросов эксперту в Решении. Письмо ФТС № 01-1139451 является методологической помощью при назначении таможенной экспертизы.[5] Постановка вопросов должна быть в пределах компетенции эксперта, а также ответов на вопросы не требующих применения специальных знаний, что может являться одним из оснований отказа в производстве экспертизы. Для должностного лица назначившего экспертизу важно идентифицировать предмет, определить категорию, под которую подпадает исследуемый предмет и какова рыночная стоимость объекта на дату пересечения Таможенной границы ЕАЭС. Для оптимизации процесса назначение экспертиз по делам об административным правонарушениям, в том числе сокращение сроков их проведения и эффективного использования экспертных возможностей, таможенным органом при назначении экспертиз необходимо ставить перед экспертом только те вопросы, которые требуются для разрешения дела об административном правонарушении по существу, исключив постановку формальных, типовых вопросов (например, об идентификации товара в случаях, когда такая идентификация не требует специальных познаний эксперта), а также вопросов, ответы на которые не входят в компетенцию эксперта ( например, определить таможенную стоимость товара). Перечень вопросов, которые предполагаются для постановки перед экспертом, рекомендуется предварительно согласовывать с экспертно-криминалистической службой. При соблюдении всех необходимых правил, уполномоченный таможенный орган принимает решение о проведении таможенной экспертизы, либо об отказе в ее производстве, происходит это в трехдневный срок со дня регистрации Решения, в этот же срок эксперт должен получить товар и прилагаемые к нему документы. Стоит отметить, порядок проведения таможенной экспертизы, равно как и форма Решения, закреплены в Приказе ФТС № 34. В нем содержаться правила проведения таможенной экспертизы в отношении проб или образцов товаров.[6]Таможенная экспертиза может проводиться в подразделении ЦЭКТУ, а также в местах хранения проб и образцов. Например, при выявлении крупногабаритного товара на таможенном посту, физически он не может быть отправлен напрямую эксперту, в таком случае его помещают на склад временного хранения, куда и приезжает эксперт и исследует товар. В сфере таможенного регулирования экспертиза может назначаться в рамках таможенного контроля, так и в рамках административного производства. Серьезных отличий здесь нет, при назначении экспертизы в административном производстве выносится определение и порядок регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).[7]По окончанию проведения таможенной экспертизы, оформляется заключение таможенного эксперта (далее – Заключение). В нем содержатся сведения: о дате проведения экспертизы, поставленные вопросы, содержании и результатах исследования, внешнем осмотре, оценке результатов исследования и выводах. Заключение направляется таможенному органу, назначившему экспертизу. Существует пробел в законодательстве, касающийся прав декларанта на получение копии заключения эксперта. Так, в статье 395 ТК ЕАЭС конкретизировано право декларанта (лица, вступившего в таможенные отношения) на получение Заключения, вместе с тем, в статье 26.4 КоАП РФ указанное право не закреплено, то есть в рамках административного производства лицо, в отношении которого оно ведется не наделено правом на получение Заключения. Безусловно, физическое лицо, в отношении которого ведется административное производство, может воспользоваться правом на ознакомление с материалами дела (с заключением эксперта). Не смотря на это, зачастую, участники производств, являются жителями различных регионов, в том числе и отдаленных, например Дальний Восток или же Мурманск и не всегда у них имеется возможность прибыть для ознакомления с материалами дела, в том числе и с результатами проведенной экспертизы. Вместе с тем это не закрепляет его право на безусловное получение Заключения, что позволило бы упростить и улучшить возможность защиты его прав в рамках административного производства. В целях закрепления указанного права, возможно его внесение в статью 26.4 КоАП РФ отдельным пунктом.Назначение таможенной экспертизы, является важным этапом в разрешении вопроса отнесения товара к перечню запрещенных к ввозу/вывозу через таможенную границу ЕАЭС или же ограниченных к ввозу/вывозу, с целью предупреждения и профилактики правонарушений в таможенной сфере.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шестакова А.А., Халиуллин Р.Г. НАЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОВОЗУ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 485 - 492. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17900 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17900



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.