'
Якубов А.И., Шиян В.И.
АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ *
Аннотация:
в ходе осуществления научно-исследовательской работы, было осуществлено ее планирование, включающее ее ознакомление с тематикой НИР в области актуальных проблем уголовного права и уголовного процесса. В качестве темы исследования избрана тема: «Амнистия и помилование в законодательстве стран СНГ».
Ключевые слова:
амнистия, помилование, освобождение от наказания
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, за последнее десятилетие в странах СНГ наблюдается тенденция к гуманизации уголовной политики. Это проявляется в расширении применения мер, направленных на снижение суровости наказания и сокращение срока пребывания осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, во многих странах СНГ пенитенциарная система перегружена, что приводит к ухудшению условий содержания заключенных и нарушению их прав. Амнистия и помилование помогают снизить численность заключенных и улучшить ситуацию в местах лишения свободы.Новизна и значимость исследования состоит в том, что настоящая работа охватывает законодательство и практику применения амнистии и помилования на примере нескольких стран СНГ, что позволяет получить целостное представление о данной теме. Значимость исследования заключается в том, что оно повысит уровень знаний о правовом регулировании амнистии и помилования в странах СНГ, а также позволит определить наилучшие практики в этой области и выявить пробелы в законодательстве.Объектом проведенного исследования является механизм амнистии и помилования в законодательной практике стран СНГ.Предметом проведенного исследования являются правовые нормы, регулирующие амнистию и помилование в странах СНГ.Цель – исследовать правовые и иные особенности реализации механизма амнистии и помилования на примере законодательной практики нескольких стран СНГ (Казахстан, Армения, Беларусь, Туркмения).Задачи исследования:1.Проанализировать правовые нормы, регулирующие амнистию и помилование в странах СНГ,2.Проанализировать практику применения амнистии и помилования в странах СНГ,3.Оценить эффективность рассматриваемой практики в разрезе достижения целей гуманизации уголовной политики и социальной реабилитации осужденных.Методология и методика исследования. При написании работы задействован арсенал общенаучных методологических инструментов, позволяющих осуществить всестороннее исследование объекта и предмета изучения. В частности, применяются методы:анализа, направленного на разбиение исследуемого явления на составные элементы с целью выявления их взаимосвязей и закономерностей,синтеза, служащего для объединения полученных в результате анализа знаний в целостную картину,сравнения, позволяющего сопоставить различные аспекты амнистии и помилования в странах СНГ, выявляя сходства и различия.Указанные вопросы будут обсуждены с научным руководителем на заседании круглого стола с руководителем программы, а также в рамках постоянно действующего научно-практического семинара.По результатам НИР подготовлена и представлена научная статья по теме: «Амнистия и помилование в законодательстве стран СНГ».АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ.Аннотация: В статье анализируются особенности механизма применения амнистии и помилования в уголовной политике стран СНГ, рассматривается их эффективность в достижении целей гуманизации и социальной реабилитации осужденных. На примере Армении, Казахстана, Беларуси и Туркменистана показаны законодательные особенности и практика применения этих институтов. Также обсуждается роль международных договоров в регулировании этой сферы.Ключевые слова: амнистия, помилование, гуманизация уголовной политики, СНГ, уголовное правосудиеИнститут амнистии представляет собой важнейший механизм реализации принципов гуманизма и милосердия в уголовной политике государства. Амнистия, освобождая неопределенный круг лиц от уголовной ответственности или наказания, позволяет достичь целей уголовного правосудия без непосредственного применения репрессивных мер. В отличие от амнистии, которая применяется в отношении неопределенного круга лиц, помилование имеет строго индивидуальный характер. Это связано с тем, что помилование всегда учитывает личность осужденного, его поведение, степень общественной опасности совершенного им преступления и другие смягчающие обстоятельства .Вместе с тем, некоторые исследователи критически оценивают роль амнистии в современных условиях. Они указывают на то, что в стабильном правовом государстве с эффективной системой управления амнистия не должна применяться. По их мнению, ее использование свидетельствует о наличии системных проблем в правоприменении и отсутствии доверия общества к судебной власти.Рассмотрим законодательные особенности применения амнистии и помилования на примере четырех стран-участников СНГ: Армении, Казахстана, Беларуси и Туркмении.Прерогатива помилования в Республике Армения традиционно закреплялась в основном законе страны – Конституции. Однако в редакции 2005 года это положение было сведено к краткому упоминанию о праве Президента осуществлять помилование.Реформа Конституции в 2015 году внесла уточнение, согласно которому Президент решает вопрос о помиловании в случаях и порядке, установленных законом. Таким образом, для реализации этой гуманной функции государства потребовалось принятие отдельного закона.Ст. 82 Уголовного кодекса Армении определяет амнистию как акт законодательного органа, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а осужденный – от наказания полностью или частично. Также амнистия может предусматривать замену неотбытой части наказания более мягким видом или снятие судимости.Ст. 83 Уголовного кодекса Армении определяет помилование как акт Президента, которым осужденный за преступление может быть освобожден от наказания полностью или частично, либо ему может быть заменена неотбытая часть наказания более мягким видом, либо может быть снята судимость.Принимая решение о помиловании, Президент Армении учитывает прошения осужденных, отсутствие у них предыдущей судимости, специфику уголовного дела, семейные обстоятельства и состояние здоровья.В Республике Казахстан признание вины не является обязательным условием для помилования. Помилование может также применяться к лицам, отбывшим наказание, с целью снятия судимости.Согласно Конституции Республики Казахстан, исключительным правом помилования обладает Президент страны. Он может полностью или частично освободить осужденного от назначенного наказания либо заменить его более мягким видом.Ходатайство о помиловании вместе с необходимыми документами направляется в Аппарат Президента Республики Казахстан. Рассмотрением ходатайств занимается Президентская комиссия по помилованию, в состав которой входят представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также общественных организаций. Комиссия рассматривает ходатайства на регулярных заседаниях, принимая решения большинством голосов. Президент Республики Казахстан может помиловать осужденного даже в отсутствие ходатайства от него или его близких.Помилование может быть применено в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, при наличии исключительных обстоятельств. Отказ в помиловании не лишает осужденного права на повторное обращение по истечении определенного срока.Амнистия в Республике Беларусь – это законодательный акт, предусматривающий освобождение от уголовной ответственности или наказания неопределенного круга лиц, совершивших определенные преступления. Амнистия может освобождать от уголовной ответственности, полностью или частично отменять назначенное наказание, условно освобождать от отбывания наказания или заменять его более мягким.Амнистия применяется к широкому кругу лиц, включая несовершеннолетних, беременных женщин, одиноких родителей с детьми до 18 лет, пожилых людей, инвалидов, ветеранов боевых действий и участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.Ограничения в применении амнистии установлены в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, повторно совершивших умышленные преступления, злостно нарушающих порядок во время отбывания наказания и не возместивших причиненный преступлением ущерб.Помилование – это акт Президента Республики Беларусь, представляющий собой освобождение конкретного лица от наказания или снятие судимости. Помилование может применяться в виде замены смертной казни пожизненным заключением, освобождения от основного или дополнительного наказания, замены наказания более мягким или условного освобождения от наказания.Помилование осуществляется на основании личных ходатайств осужденных, рассмотренных Президентом Республики Беларусь после вступления приговора в законную силу . В исключительных случаях исполнение приговора может быть отсрочено до рассмотрения ходатайства.При рассмотрении ходатайств о помиловании учитываются тяжесть совершённого преступления, личность осужденного, его поведение в местах лишения свободы, отбытый срок наказания и другие смягчающие обстоятельства.К лицам, осужденным за особо тяжкие преступления, к которым ранее применялась амнистия или условно-досрочное освобождение, помилование применяется в исключительных случаях.Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с ходатайством о помиловании в течение 10 суток со дня вручения копии приговора. Рассмотрение ходатайств о помиловании осуществляется Комиссией по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь, решения которой принимаются простым большинством голосов.Если лицо, условно освобожденное по актам амнистии или помилования, вновь совершает умышленное преступление, суд назначает наказание по совокупности приговоров.Амнистия в Туркменистане представляет собой акт Президента, направленный на освобождение неопределенного круга лиц от уголовной ответственности за совершение определенных преступлений. Согласно акту об амнистии лица могут быть полностью освобождены от наказания, его срок может быть сокращен или заменен более мягким, а также лица могут быть освобождены от дополнительного наказания.Помилование в Туркменистане представляет собой акт Президента, направленный на освобождение конкретного лица, осужденного за совершение преступления. Согласно акту о помиловании, лицо может быть условно или безусловно освобождено от дальнейшего отбывания наказания, назначенный ему срок наказания может быть сокращен или заменен более мягким.Амнистия и помилование не применяются в отношении лиц, осужденных за коррупционные преступления и преступления, связанные с наркотиками. Данное ограничение закреплено в Уголовном кодексе Туркменистана . В Туркменистане акты амнистии и помилования традиционно применяются в честь государственных праздников и знаменательных дат. Например, в честь Международного дня нейтралитета Президент Туркменистана подписал указ о помиловании более 500 осужденных лиц.Оценим эффективность рассмотренных выше практик в разрезе достижения целей гуманизации уголовной политики и социальной реабилитации осужденных (таблица 1).Таблица 1. Эффективность практики амнистии и помилования.Таким образом, рассмотренная практика амнистии и помилования в Казахстане, Армении, Беларуси и Туркменистане в целом соответствует целям гуманизации уголовной политики и социальной реабилитации осужденных.Отдельно следует упомянуть ст. 10 Конвенции государств-участников СНГ о передаче исполнения наказаний , не связанных с лишением свободы. Положениями этой статьи зафиксированы основные принципы помилования и амнистии в случае, если осужденный отбывает свое наказание на территории другого государства СНГ. Так, согласно упомянутой статье, исполнение приговора является исключительным правом государства, вынесшего его. Это право не может быть делегировано другому государству без согласия первого.Государство, исполняющее наказание, сообщает государству, вынесшему приговор, о ходе отбывания наказания осужденным, а также о принятых мерах помилования или амнистии.Также Конвенцией установлено, что помилование или амнистия лица, отбывающего наказание в иностранном государстве, могут быть осуществлены как государством, вынесшим приговор, так и государством, исполняющим наказание. При этом каждый из этих субъектов руководствуется своим собственным законодательством. Если приговор, по которому осужденный передан для отбывания наказания в иностранное государство, был изменен или отменен в государстве, вынесшем его, то копия соответствующего решения незамедлительно передается государству, исполняющему наказание.После отбытия осужденным наказания в иностранном государстве государство, исполняющее наказание, уведомляет об этом государство, вынесшее приговор. Таким образом, принцип территориального суверенитета в исполнении приговоров дополняется международным сотрудничеством, направленным на обеспечение эффективного и своевременного исполнения судебных решений, независимо от места их вынесения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Таким образом, исследование законодательства и практики применения амнистии и помилования в странах СНГ показывает, что эти механизмы эффективно применяются для снижения уровня тюремного населения, предоставления осужденным шанса на исправление и снижения уровня рецидива.При этом наблюдается положительная динамика в рассмотрении ходатайств о помиловании с учетом индивидуальных особенностей осужденных. Международно-правовой подход на основе Конвенции СНГ обеспечивает согласованное решение вопросов помилования и амнистии, когда осужденный отбывает наказание на территории другого государства, что способствует реализации принципов сотрудничества и справедливости в уголовном правосудии.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Якубов А.И., Шиян В.И. АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 501 - 512. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17902 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*