'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 73

Просмотры  29 просмотров

Якубов А.И., Шиян В.И.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ, ИХ ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ *

  


Аннотация:
несмотря на то, что уже на протяжении многих лет идет дискуссия о необходимости систематизации нормативно-правовых положений об амнистии и помиловании в настоящее время данные юридические явления регламентируются несколькими нормативно-правовыми актами, что осложняет возможность их реализации. В статье доказано, что в настоящее время назрела необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты с целью повышения эффективности нормативно-правового регулирования амнистии и помилования.   

Ключевые слова:
амнистия, помилование, освобождение от наказания   


В первую очередь необходимо отметить разницу между амнистией и помилованием, так амнистия объявляется Государственной думой РФ и распространяется не неограниченный круг лиц, попадающих под определенные критерии, тогда как помиловать может только Президент нашей страны конкретное лицо. При этом в отличии от амнистии помиловать можно вне зависимости от характера преступления, тогда как амнистия предполагает освобождение или смягчение наказание осужденным лицам.Нормативно-правовое регулирование амнистии и помилования происходит посредством их закрепления в Конституции РФ и детализации в УК РФ.В литературе можно встретить разные подходы к определению амнистии, что обусловлено междисципинарным характером данного явления, которое рассматривается и как правовой институт, и как волеизъявление власти и как определенный юридический документ. То же можно сказать и о помиловании.Все же большинство специалистов-правоведов придерживаются мнения, что амнистия и помилование являются особыми уголовно-правовыми институтами, что подтверждает необходимость их комплексного нормативно-правового регулирования.Амнистия и помилование осуществляются на основе конкретного особого нормативно-правового акта – либо Постановления Государственной думы РФ, либо Указа Президента РФ.Обратимся к проблемам применения амнистии в нашей стране. В частности, ст. 84 УК РФ предусматривает возможность смягчения наказания, что на практике не применяется. При этом в уголовном праве отсутствуют какие-либо критерии применения амнистии, принципы принятия акта об амнистии, что не может не приводить к бессистемному характеру разработки постановлений.По судебной статистике в 2016 году по амнистии освобождено 10015 лиц, в 2017 доку данный показатель составил 2483 человека, в 2018 году 947 человек, в 2019 году – 423 человека, с 2020 году – 156 человек, в 2021 году – 79 человек, в 2022 году – 49 человек, в 2023 – 27 человек. Стол явная тенденция снижения амнистированных свидетельствует о сокращении применения данного института к осужденным.Институт помилования регулируется также указом Президента РФ от 2020 года, который изменил порядок помилования и вызвал множество споров. С 2001 года существует Указ Президента о комиссиях по помилованию. Данный Указ был скорректирован в 2021 году тем положением, что на комиссии возлагается обязанность по контролю за соблюдением права просить о помиловании. Помимо этого, Указ расширяет перечень лиц, к которым может применяться помилование, прямо указывая на то, что к данным лицам относятся освобожденные условно-досрочно, условно осужденные и получившие отсрочку от наказания.Оценка возможности помилования теперь должна происходить также с учетом мнения родственников и потерпевших и прочих лиц, что, по мнению юристов, соответствует принципу социальной справедливости.Также указом введен новый пункт об информационном взаимодействии между уголовно-исполнительными органами и органами внутренних дел.Однако в последнее время отмечается спад применения института помилования в нашей стране. При этом отмечается политизированный характер данного института в последнее время.Ранее ходатайство о помиловании могла направлять сами исправительные учреждения, в настоящее время ходатайствовать о помиловании может только осужденный.В последние годы институт помилования был значительно изменен, был создан многоступенчатый характер его осуществления, претерпел изменения порядок подачи ходатайств в их рассмотрения, что привело установлению политизированного характера помилования, к фактическому упразднению данного института, отсутствию веры в него со стороны осужденных. То есть изменилась сама суть помилования в нашей стране, что не может не сигнализировать о необходимости пересмотра подходов к данному институту с возможностью его возрождения как акта гуманизма со стороны власти.Таким образом, можно выделить такие системные проблемы в отношении амнистии и помилования, как отсутствие их определения в уголовном праве, несмотря на определение в УК РФ порядка их применения и процедуры.Спорной в этой связи остается и правовая природа данных юридических явлений, поскольку ст. 84 и 85 УК РФ не содержат дефиниций данных понятий.Уже давно ставится вопрос о необходимости урегулирования амнистии и помилования отдельным федеральным законом с целью систематизации положений уголовного законодательства и повышении эффективности применения данных институтов в уголовном праве, что соответствует принципу гуманизма. Как было отменено выше, статистикой оказано, что фактически применение амнистии и помилования сокращается из года в год, что подрывает доверие населения к возможностям их применения.При этом по своей исторической природе институты амнистии и помилования являются гарантом гражданских прав и направленны на восполнение пробелов системы применения уголовного права.В настоящее время среди юристов существуют два противоположных мнения относительно необходимости регулирования данных правовых институтов отдельным нормативно-правовым актом. Одни авторы склоняются к необходимости детальной регламентации данных институтов, другие же придерживаются мнения, что это ограничит права Государственной думы и Президента РФ.Однако отсутствие единого документа, в котором бы разъяснялась правовая природа амнистии и помилования, детально регламентировался порядок проведения, критерии применения и прочие вопросы, как и было доказано выше, приводит к тому, что амнистия и помилования все реже применяются на практике.При этом необходимо уделить внимание процедуре оценки характера и общественной опасности преступлений, попадающих под амнистию, а также личности преступника, которого собираются помиловать, для сокращения возможности рецидивов. Некоторые авторы также высказывают мнение о возможности становления определенного рода испытательных сроков для амнистированных и помилованных, однако данное правило реализуется системой условно-досрочного освобождения.Заключение.Таким образом, по результатам анализа правовой регламентации, теории и практики амнистии и помилования в нашей стране, можно сделать вывод об острой необходимости разработки и принятия отдельного нормативно-правового акта, что позволит повысить эффективность применения данных институтов на практике.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Якубов А.И., Шиян В.И. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ, ИХ ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 513 - 518. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17903 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17903



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.