'
Абдурахманов А.А.
МЕСТО И РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК» *
Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о месте и роли лабораторных занятий в курсе "Современный русский литературный язык", определяются цели, задачи, структура и этапы проведения лабораторных работ.
Ключевые слова:
лабораторная работа, структура, этап, система, эксперимент навык, исследование, опыт
Известно, что лекционные, практические и лабораторные занятия составляют систему занятий в курсе “Современный русский литературный язык”.Лекционные занятия являются отправной точкой для получения базовых знаний студентами. На практических занятиях закрепляется, углубляется и расширяется круг знаний, полученных студентами в лекционном курсе, вырабатываются умения оперировать этими знаниями и применять их на практике. А лабораторные занятия нацелены на выработку у студентов исследовательских навыков. На этих занятиях студенты в определенных ситуациях самостоятельно решают различные учебные задания, используя полученные знания на лекционных и практических занятия.В этой системе занятий лабораторными работам отводится особое место, поскольку лабораторные занятия “той формой учебных занятий, которая в наибольшей степени обеспечивает проблемный характер обучения, его поисковую и экспериментальную направленность, реализует индивидуальный подход к обучаемым в рамках коллективной формы учебного процесса” [1, с. 70].Необходимо отметить, что лабораторные занятия близки к практическим занятиям, но лабораторные в отличие от практических занятий имеют менее тренировочный характер, в них в большей мере используется форма индивидуальной работы. Помимо того, лабораторные и практические занятия отличаются по своему назначению: если основное назначение практических занятий состоит в отработке и закреплении на конкретном языковом материале основных теоретических положений лекционного курса, то основное назначение лабораторных - привитие, формирование у студентов умений и навыков научного исследования, которое приводит студентов к более глубокому изучению, самостоятельному осознанию предлагаемого материала. Одним словом, на лабораторных занятиях достигается качественно новый уровень подготовки специалиста в сравнении с практическими занятиями. Лабораторные работы направлены на формирование умений в полном объеме и в строгой последовательности анализировать явления русского языка и объяснять их сущность.Лабораторные занятия в системе курса “Современный русский литературный язык” являются особой формой учебной работы, характеризующейся специфической методикой проведения, способствующей глубокому и сознательному усвоению учебного материала, выработке навыков исследовательского характера, развитию познавательной активности студентов.Эффективность лабораторных занятий предопределяется их подготовкой, которая должна включать следующие аспекты: а) психологический, б) научно-теоретической, в) организационно-методической [2, с. 96-104].Психологический аспект подготовки проявляется в уяснении целей и задач лабораторной работы студентами. Научно-теоретической аспект связан с актуальностью темы лабораторной работы для учебной и научной деятельности студентов. Организационно- методический аспект подготовки определяется возможностью кафедры, факультета, вуза в целом и осуществляется преподавателем.Успешная организация основных функций лабораторного занятия связана с определением его содержания. Определить содержания занятий - это значит установить круг вопросов, подлежащих изучению на данных занятиях. Эти вопросы должны подвергаться тщательному отбору, поскольку на лабораторных занятиях целесообразно рассматривать проблемный материал, допускающий вариативность описания, разную трактовку, а также предполагающий исследовательский подход в решении тех или иных лингвистических задач.Следует отметить, что при отборе тем необходимо руководствоваться критериями отбора. Основными критериями отбора тем для лабораторных работ следующие:актуальность тем,перспективность темы для дальнейшего изучения при написании курсовых и дипломных работ,проблемность темы,внутрисистемные трудности действующей системы русского языка,учёт особенностей родного языка,функционально- коммуникативная значимость учебного материала.Помимо названных основных критериев учитываются дополнительные критерии:учёт специфики языка,соотношение количества лабораторных и других форм занятий в системе курса,количество часов, отводимых на данный раздел и тему,уровень подготовленности студентов,наличие необходимой лабораторной базы для реализации целей обучения.Структура лабораторного занятия “определяется последовательными этапами учебной деятельности студентов и преподавателя. Инвариативными в структуре лабораторного занятия являются такие его этапы: 1) установочный, 2) обсуждение теоретического материала, 3) выполнение лабораторных заданий поискового или экспериментального характера, 4) письменное изложение основных выводов и сообщение, 5) устное обсуждение основных результатов исследования, 6) сообщение домашнего задания [4, с. 27].Лабораторное занятие начинается с изучения и анализа студентами теоретического материала. Эта работа носит научно-поисковый характер. На данном этапе студенты учатся распознавать проблемный характер темы, самостоятельно определять общие и частные проблемные вопросы, анализировать различные точки зрения, концепции, делают обобщения, определяют свое понимание изучаемой проблемы.Теоретическое осмысление вопроса создаёт условие для перехода к основному этапу лабораторной работы - самостоятельному исследованию. Лингвистический эксперимент составляет центральное звено этой стадии лабораторного занятия. Его можно определить как метод исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном воздействии на изучаемый объект в целях многократно воспроизводимого наблюдения над ним в специально созданных условиях его функционирования. Для осуществления экспериментального подхода применяется целый ряд конкретных приемов, таких как: а) добавление элементов к данной форме, б) опущение элементов, в) замена одних элементов другими, г) перестановка элементов, д) трансформация данной формы в другую, е) перевод как один из видов межъязыковой трансформации, ж) конструирование речевых единиц по заданным моделям в целях идентификации последних, з) моделирование языковых единиц, и) перенос исследуемого объекта в новое языковое окружение, т.е. в новые условия его функционирования [1, с. 78-79].По завершении экспериментальных заданий студенты излагают свое понимание вопроса в письменном или устном виде.Таковы те этапы, на которых доминирующей является деятельность студентов. Более активной остаётся деятельность преподавателя на установочном этапе, когда преподаватель формулирует общие и частные цели и задачи лабораторной работы, и на этапе, когда он даёт оценку, проводит обсуждение итогов, результатов работы, указывает на возможность использования их в научной деятельности студентов.На лабораторных занятиях задания выполняются не только во время занятия, но и во внеурочное время. Во время занятия студенты проводят лингвистический эксперимент, сравнивают, обобщают, делают выводы. А во внеурочное время они дорабатывают, оформляют выполненные задания. Также можно предварительно проработать во внеурочное время теоретическую часть лабораторного занятия.Что касается типов лабораторных работ, то нет единого мнения по этому вопросу. Но нам представляется более убедительной типология, разработанная С. Гельдиевой [3, с. 21]. В классификации, предложенной С. Гельдиевой, лабораторные занятия делятся: а) по содержанию: общие и частные, б) по цели и функции: учебно-допусковые, учебно-тренировочные и комплексно-итоговые, в) по условиям обучения: аудиторные и комбинированные.На основе вышесказанного можно сделать вывод, что “лабораторные занятия - это особая форма аудиторной учебной деятельности, предполагающей углубленное изучение содержания основных проблемных тем программной научной дисциплины, протекающей в виде индивидуализированной самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, носящий поисковый, научно-исследовательский характер [4, с. 26].Лабораторные занятия “должны способствовать формированию лингвиста-исследователя, что необходимо будущему учителю-словеснику” [5, с. 152].
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Абдурахманов А.А. МЕСТО И РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК» // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 537 - 542. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17908 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*