'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 84

Просмотры  12 просмотров

Делиханова Л.А., Кирий Н.В.

  


МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье обосновывается актуальность управления формированием универсальных учебных действий на уровне начального общего образования, рассматриваются основные отличия федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования разных поколений. Приводится понятие, раскрываются виды универсальных учебных действий на уровне начального общего образования. Рассматривается профессиональная компетентность педагогов начального образования и ее составляющая – компетентность по организации освоения обучающимся универсальных ученых действий. Предлагается модель управления формированием универсальных учебных действий на уровне начального общего образования (направления, этапы, мероприятия).   

Ключевые слова:
УУД, начальное образование, профессиональная компетентность, педагог   


В связи с вступлением в действие обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особую актуальность приобрела проблема управления процессом формирования универсальных учебных (УУД) действий у обучающихся младшего школьного возраста в условиях образовательной организации. Важность этой проблемы объясняется тем, что от того, насколько компетентны учителя в вопросах формирования УУД у обучающихся, зависит не только успешность освоения обучающимися программного содержания, но и их умения использовать полученные знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач. В свою очередь, компетентность учителей в деле формирования УУД у обучающихся на уровне НОО зависит от того, насколько эффективно выстроена в образовательной организации система управления формированием УУД в условиях реализации обновленного ФГОС НОО.Для того, чтобы определить эффективную модель управления процессом формирования УУД на уровне НОО, необходимо, на наш взгляд, кратко остановиться на следующих аспектах рассматриваемой проблемы: на принципиальных отличиях прошлых и действующего ФГОС НОО, на понятии и видах УУД обучающихся младшего школьного возраста, на профессиональной компетентности педагогов начального общего образования, на том, как обеспечить повышение их компетентности в формировании у обучающихся УУД.Стандарты первого поколения были введены в действие в 2004 г. и были нацелены на достижение обучающимися не личностных, а предметных результатов, то есть ориентированы на усвоение обучающимися знаний, а не на овладение ими умений применять эти знания в учении и в жизни (подробно описаны содержание начального общего образования – информация, обязательная для изучения, темы, дидактические единицы) [7]. ФГОС НОО второго поколения был введен в 2009 г. и действовал до 2022 г. В нем акцент был сделан на развитие УУД как способности обучающихся младшего школьного возраста учиться, добывать информацию, самосовершенствоваться. Его отличия от Стандарта первого поколения были весьма существенными – это ориентация не только на вопрос «Чему учить?», но и на вопросы «Для чего учить?», «Как это поможет в жизни?», увеличение роли внеурочной и проектной деятельности [6]. ФГОС НОО третьего поколения введен в 2021 г. (реализуется с 2022 г.). Он опирается на системно-деятельностный подход, ориентирован на формирование УУД, уточняет и конкретизирует достижение трехкомпонентных результатов начального общего образования, определяет вариативность, индивидуализацию и открытость образования, уделяет внимание применению дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также формированию функциональной грамотности обучающихся [5]. Сказанное выше позволяет говорить о том, что формирование УУД, предусмотренное в ФГОС НОО второго поколения, показало свою эффективность, результативность, в связи с чем в ФГОС НОО третьего поколения ориентация на их формирование не только сохранена, но и усилена.В психолого-педагогической литературе представлено множество подходов к определению сути и содержания УУД. А.Г. Асмолов, анализируя взгляды исследователей, предлагает широкую и узкую трактовки понятия УУД. В широком смысле понимание УУД связано с рассмотрением их как способности учиться (приобретать новый социальный опыт, самосовершенствоваться), в узком смысле УУД определяются как совокупность действий и связанных с ними навыков учебной деятельности обучающегося, благодаря которым он усваивает новые знания и умения, организует этот процесс познания для себя [1].В ФГОС НОО второго и третьего поколений трактовки УУД имеют некоторые различия. Так, в ФГОС НОО второго поколения УУД определяются в качестве обобщенных действий, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности и возможность ориентации обучающихся в разных областях познания [6], а в ФГОС третьего поколения под ними понимаются обобщенные учебные действия, которые позволяют обучающимся решать широкий круг задач в разных предметных областях и являются результатами освоения ими программы НОО [5].Виды и содержание УУД подробно раскрыты в Федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО), составной частью которой является программа формирования УУД. В соответствии с ФГОС НОО, программным содержанием предусмотрено формирование у обучающихся следующих видов УУД:- познавательных, отражающих операции осуществления учебно-познавательной деятельности (методы познания окружающего мира, базовые логические и исследовательские операции, работа с разными видами и формами информации),- коммуникативных, выступающих основанием для готовности обучающихся к взаимодействию с окружающим миром (смысловое чтение и анализ текстов, диалогическое взаимодействие, продуктивно-творческая деятельность, результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности),- регулятивных, отражающих операции осуществления рефлексии (принятие, удержание, планирование решения учебной задачи, контроль процесса и результата деятельности. прогнозирование возможных трудностей, корректировка процесса своей деятельности) [4].Образовательные организации разрабатывают и реализуют программу формирования УУД, содержащую описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов, характеристики видов УУД обучающихся. Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы НОО [3]. Для того чтобы проектирование и реализация этой программы не носила формальный характер, педагоги образовательной организации должны обладать соответствующими компетенциями, входящими в их профессиональную педагогическую компетентность. Иными словами, управление процессом формирования УУД в НОО фактические является управлением процессом повышения профессиональной компетентности педагогов начального образования в вопросах формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста.В.Д. Шадриков определяет профессиональную компетентность педагога как совокупность знаний, умений, навыков из области педагоги, психологии и других смежных дисциплин, педагогических способностей, личностных качеств, сочетание которых обеспечивает решение педагогом разных профессиональных задач [8]. По мнению И.М. Осмоловской, профессиональная компетентность педагога представляет собой применение им психолого-педагогических знаний, умений и навыков в сочетании с определенным складом его личности для выполнения профессионально-педагогических задач [2]. В структурном плане профессиональная компетентность педагога представлена такими компонентами, как мотивационный (мотивация педагога в своей профессиональной деятельности в целом, его заинтересованность в решении разных профессиональных задач), когнитивным (профессиональные знания, способы их применения в разных сторонах свое деятельности), рефлексивным (способность к рефлексии, самооценке своей профессиональной деятельности).Формирование УУД в НОО, осуществляемое педагогами начального образования, входит в их профессиональную педагогическую компетентность. Иными словами, в общей профессиональной компетентности педагогов начального образования может быть выделена отдельная профессиональная компетентность по организации освоения обучающимся УУД. Принимая во внимание структуру общей профессиональной компетентности педагогов, нами определено содержание компонентов профессиональной компетентности педагогов НОО по организации освоения обучающимся УУД:- мотивационный компонент включает в себя те мотивы, которыми руководствуются педагоги в осуществлении работы по формированию УУД у обучающихся. Эти мотивы могут быть различными – социальный. познавательный, профессиональный, мотив самоутверждения, личного комфорта, одобрения руководства или родителей и так далее,- когнитивный компонент отражает совокупность знаний, умений, навыков, которые есть у педагогов, чтобы формировать у обучающихся все виды УУД,- рефлексивный компонент предполагает проведение педагогами самооценки своих действий по формированию у обучающихся УУД, анализа результатов обучающихся, поиска причин своей успешности или неуспешности в деле формирования УУД.В связи с тем, что ФГОС НОО третьего поколения вступил в действие недавно, педагоги НОО нуждаются в повышении их профессиональной компетентности по организации освоения обучающимся УУД. Управление повышением этой профессиональной педагогической компетентности фактически и является процессом формирования УУД в НОО. В связи с этим при построении модели формирования УУД в НОО необходимо учитывать: содержание УУД, программные требования к их формированию, изложенные в ФОП НОО, структуру профессиональной компетентности педагогов НОО по организации освоения обучающимся УУД.Мы полагаем, что управление процессом формирования УУД в условиях реализации НОО должно включать в себя следующие направления работы с педагогами НОО:1. Повышение мотивации формировании УУД у обучающихся.2. Совершенствование опыта осуществления процесса формирования УУД у обучающихся.3. Расширение умений осуществлять анализ процесса и результата формирования УУД у обучающихся.Данные направления работы мы предлагаем реализовывать поэтапно.Первый этап является информационно-ориентировочным. Он нацелен на то, чтобы, в первую очередь, повысить у педагогов НОО мотивацию формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста. Этот момент мы считаем принципиально важным, поскольку от имеющейся у педагогов мотивации зависят усилия, которые они прикладывают для формирования у детей УУД, зависит то, как они осваивают новые инструменты формирования УУД, как овладевают практическими умениями формирования УУД в ходе обучения разным учебным предметам и курсам. Также данный этап предполагает методическую работу по формированию у педагогов базовых знаний об УУД, об отличиях ФГОС НОО разных поколений, о диагностике УУД, о путях их формирования.Второй этап является деятельностным. Он нацелен на то, чтобы педагоги НОО приобрели конкретный практический опыт осуществления процесса формирования УУД у обучающихся, а также стали регулярно анализировать процесс и результаты своей работы по формированию УУД у обучающихся.Содержательно работа по всем трем направлениям, реализуемым поэтапно, может включать в себя следующие мероприятия и формы работы с педагогами НОО:- определение педагогов, нуждающихся в прохождении курсов повышения квалификации по реализации ФОС НОО 2021, прохождение ими курсов в запланированные сроки,- тематические педагогические советы, заседания методических объединений учителей НОО,- знакомство педагогов с диагностическим инструментарием, предназначенным для оценки сформированности УУД у обучающихся,- система наставничества по вопросам формирования УУД у обучающихся,- взаимопосещения уроков, открытые уроки с самоанализом,- создание и деятельность рабочей группы по разработке локальных нормативных актов, регулирующих процесс формирования УУД на уровне образовательной организации,- участие педагогов в методической работе на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях по вопросам формирования УУД (семинары, практикумы, конференции, публикации, диссеминация педагогического опыта, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, ярмарки педагогических идей),- освоение педагогами новых педагогических технологий формирования УУД,- составление отчетов о своей работе по формированию УУД с самоанализом.Данные мероприятия, структурированные по направлениям и этапам, отражаются в плане методической работы образовательной организации на учебный год.Таким образом, введение ФГОС НОО третьего поколения обусловило повышение внимания к процессу формирования УУД у обучающихся на уровне НОО. Этот процесс нуждается в эффективном управлении на уровне образовательной организации, которое нам видится как повышение профессиональной компетентности педагогов НОО по организации освоения обучающимся УУД. Управление процессом формирования УУД на уровне НОО нам представляется целесообразным реализовать в виде модели, включающей в себя три направления работы с педагогами (повышение мотивации формировании УУД, совершенствование опыта осуществления процесса формирования УУД, расширение умений осуществлять анализ процесса и результата формирования УУД у обучающихся), реализуемыми поэтапно (информационно-ориентировочный, деятельностный). План методической работы образовательно организации на учебный год включает в себя разные практико-ориентированные мероприятия, систематизированные по вышеназванных направлениям и этапам. Мы полагаем, что данная модель эффективна, так как предполагает не только вооружение педагогов знаниями и умениями формирования УУД у обучающихся на уровне НОО, но и уделяет внимание мотивированности педагогов осуществлять формирование УУД, оценивать степень своей успешности / неуспешности, корректировать свои действия, обращаться за помощью и поддержкой.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Делиханова Л.А., Кирий Н.В. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 574 - 583. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17914 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17914



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.