'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 85

Просмотры  19 просмотров

Добрынина Е.Н.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7 - 8 КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в статье проведено изучение форм и методов формирования ключевых компетенций на уроках русского языка у учащихся 7 - 8 классов. Рассмотрены особенности трактования понятия компетенции в области педагогике, а также специфика выбора ключевых компетенций в области изучения русского языка. Выделены наиболее действенные методы и способы формирования ключевых компетенций.   

Ключевые слова:
компетенция, формирование, языковая компетентность, лингвистическая компетенция, культуроведческая компетенция, эстетическая компетенция, коммуникативная компетенция, филологическая компетентность   


Развивая навыки у учащихся 7 - 8 классов, необходимые в XXI веке, на уроках русского языка детей учат анализировать аутентичные тексты, выражать понимание проблемы, отстаивать свою точку зрения, предлагать решения, создавать тексты разных стилей и типов и т.д. Большое внимание уделяется предтекстовой, текстовой и послетестовой стадии работы. Такие занятия развивают устную и письменную речь учащихся, учат их критически мыслить. Однако уровень владения языком у тех, кто поступил в 7-й класс, не всегда соответствует тому, что требуется, особенно в области орфографических знаний.Понятие «компетенция» в области педагогике имеет разные трактовки. Так Н.Н. Ушаков говоря о компетенциях в обучении приравнивает их к вопросам, о которых осведомлен человек. [8, c. 61] В свою очередь И.А. Зимняя говорит о компетенции в области педагогике, как о процессе обучения. [4, c. 54]Компетенции – это общий результат освоения содержания образования, который выражается в готовности принять усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности для решения теоретических и практических задач в конкретных жизненных ситуациях.Понятие языковой компетенции особенно распространено при изучении языка. В общем смысле это понятие означает способность продуктивно и правильно говорить на языке, знание основных правил грамматики и умение правильно понимать жесты и мимику собеседника. Однако применение этого понятия не ограничивается только сферой изучения языка. Требование наличия языковой и речевой компетенции предъявляется и к образованию ребенка. [2, c. 98]Языковая компетенция — это широкий термин, который включает в себя лингвистическую или грамматическую компетенцию, дискурсивную компетенцию, социолингвистическую или социокультурную компетенцию и то, что можно назвать текстовой компетенцией. Конкретные результаты обучения касаются знания языка и способности использовать эти знания для интерпретации и создания осмысленных текстов, соответствующих ситуации, в которой они используются.Выбор ключевых компетенций обусловлен желаемой целью процесса, так компетенциями в процессе обучения являются коммуникация, операции с числами, знание информационных технологий, усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности, разрешение проблем, планирование, организованность и другие.Рассматривая изучение формирования ключевых компетенций в области русского языка, выделим следующие их виды:языковая,лингвистическая,лингвокультурная (то есть этнокультурная, культуроведческая),эстетическая,коммуникативная,филологическая. [5, c. 40]Каждая из приведенных компетенция является этапом к формированию у обучающихся коммуникативной компетентности.Более развернутые трактовки определения ключевых компетенций, формирующихся на уроках русского языка, описывает Н.Н. Ушаков:1.Языковая компетентность – отражает способность школьников употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка.2.Лингвистическая компетенция – заключается в наиболее глубоком понимании устной и письменной речи – ее законов, правил, структуры, умения провести анализ и классификацию языковых явлений.3.Культуроведческая компетенция – это развитие способности учеников в познании языкового колорита этнической культуры.4.Эстетическая компетенция заключается в способности распознавать языковые единицы в их эстетической функции. Иными словами – это способность видеть и оценивать потенциал языка, как средства создания точного яркого образа мира, его предметов и явлений основанная на знании эстетической языковой природы.5.Коммуникативная компетенция выражается – это способность применять языковые инструменты, опираясь на разные цели, сферы и ситуации общения. Разумеется, формирование этой компетенции может быть основано только на лингвистической и языковой компетенциях.6.Филологическая компетентность заключается в способности распознания тесной взаимосвязи между языком и художественной словесности (фольклора и литературы), языка и гуманитарной культуры. [8, c. 112]Сформированность языковой компетенции является необходимым фундаментов как в непосредственном общении, таком как устная речь, в формировании коммуникативных навыков, так и в опосредованном общении, таком как чтение.Сегодня в системе образования разработано множество методов и способов для формирования языковой компетенции, но наиболее действенными являются:- погружение в языковую среду, благодаря которому происходит развитие интуитивного понимания норм и лексических значений речи,- структурный метод, позволяющий усвоить грамматические структуры речи, языковые единицы, выявить закономерности языка,- индуктивный метод, позволяющий изучать новые правила и темы непосредственно на практических примерах. [7, c. 35]Термин лингвистическая компетенция относится к бессознательному знанию грамматики, которое позволяет говорящему использовать и понимать язык. Лингвистическая компетентность включает в себя коммуникативные навыки, такие как культура общения, мотивы коммуникации. Учитывая временную ограниченность учебного времени, особенно времени, отведенного на раздел изучения «Русского языка и культуры речи» формирование лингвистической компетентности переносится на самообразование. Ускорение ритма жизни, развитие информационных, коммуникационных технологий позволяют развить говорение, слушание и письмо, что происходит посредством аудио уроков, написания сочинений, составления диалогов и другое. Внеурочная работа по русскому языку, как способ формирования ключевых компетенций учащихся 7 - 8 классов – это главное звено во внеклассной деятельности и в образовании детей, которое развивает учащихся не только в области знаний русского языка, но и затрагивает основные составляющие личностного становления школьника.Формирование эстетической компетенции на уроках русского языка происходит при изучении языкового материала, его фонетического и лексического разбора. На примере поэзии наглядно изучается мелодичность речи, стихотворный размер. При разборе предложений разбирается его структура, эмоциональный окрас. [2, c. 59]Развитие и формирование коммуникативной компетенции происходит на каждом этапе изучения языка, путем изучения и разбора русской литературы, написания сочинений, устных и письменных развернутых ответов, усложняя структуру речи с каждой новой темой, путем включения новых знаний.Филологическая компетентность включает в себя полное понимание и умение интерпретировать полученный текст в его форме и содержании, так же включает в себя развитие духовных качеств, уважение к культурам других народов, расширенный кругозор.Формирование филологической компетентности наиболее полно и действенно происходит при применении таких методов, как:- эвристический метод, реализуемый в таких методиках как «мозговой штурм», эвристические вопросы и др.- исследовательский метод, реализуемый в таких методиках как метод проектов.- рефлексивный метод.Таким образом, для формирования ключевых компетенций на уроках русского языка у учащихся 7 - 8 классов основными методами являются погружение в языковую среду, самостоятельное изучение с применением информационных технологий, разбор языкового материала, написание сочинений, метод проектов, говорение, аудирование.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Добрынина Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ 7 - 8 КЛАССОВ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 584 - 589. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17915 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17915



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.