'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 87

Просмотры  19 просмотров

Звездочетова Г.Е.

  


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
статья посвящена проблеме взаимосвязанного развития коммуникативной и лингвистической компетенций школьников на уроках русского языка. Автор рассматривает возможности использования различных форм организации совместной деятельности учащихся.   

Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, деятельностный подход, образовательная технология   


Язык, литература - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в российской школе содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности. Они в большей степени способствуют воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и формирование универсальных учебных действий. Среди них особенно важны коммуникативные, так как владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются главными характеристиками личности, которые во многом определяют высокие достижения практически во всех областях.Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры обучающихся, которая способствует формированию личности, способной грамотно строить взаимоотношения с государством, обществом, другими людьми.Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на содержание учебного материала как на источник для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.Уроки русского языка и литературы - благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. С этой целью на своих уроках использую разнообразные методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции, устной и письменной. Остановлюсь на некоторых из них.Диалог «ученик - ученик»Учащиеся получают следующие задания:расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа,выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения,разбейте текст ново параграфа на две логические мысли, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или к кому-то из одноклассников),обсудите с товарищем прочитанную книгу, докажите, что ее стоит прочитать всем (определитесь, кто будет выступать),получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните заданиеДоклады и сообщенияТщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):1)Достигнута ли цель выступления?2)Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?3)Правильно ли было построено сообщение?4)Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?5)Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?Ролевые и деловые игры1) «Ученый совет»2) «Книжное издательство»Уроки – дискуссии.Учащиеся учатся корректно отстаивать свое мнение, слушать другого. Такие дискуссии иногда возникают спонтанно, но возникновение дискуссии может спровоцировать и учитель, предложив спорные (или противоположные) точки зрения на предмет, образ, произведение, писателя.Интересна в этом направлении технология решения изобретательских задач. Например, прием «Удивляет!». Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.Еще один прием «Лови ошибку!»: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема - добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.Апробированные методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции: способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций, затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза, позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств, повышают мотивацию к учению, развивают познавательную активность, вызывают интерес к предмету, дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве, способствуют повышению качества знаний.Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ОГЭ, ЕГЭ творческие задания, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Звездочетова Г.Е. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 595 - 599. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17917 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17917



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.