'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 88

Просмотры  35 просмотров

Малахова Л.И.

  


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ *

  


Аннотация:
в статье автор исследует ключевые аспекты развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.   

Ключевые слова:
фонематическое восприятие, ребенок, звук, дошкольный возраст, логопед   


Фонематическое восприятие — это способность различать звуки родного языка, которые являются основой для полноценного речевого развития. Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста часто приводят к проблемам с правильным звукопроизношением, нарушением грамматической структуры речи и затруднению в обучении чтению и письму. Работа над развитием этой способности является одной из ключевых задач в логопедии для детей дошкольного возраста.Фонематическое восприятие — это умение различать и идентифицировать фонемы, то есть звуковые единицы, которые изменяют смысл слова. Например, различение звуков [б] и [п] в словах «бочка» и «почка» имеет принципиальное значение для понимания их смысла. У детей с нарушениями фонематического восприятия затруднено различение этих тонких звуковых различий, что проявляется в их речи как замена или пропуск звуков, их искажение или недостаточная дифференциация.Проблемы, связанные с нарушением фонематического восприятия.Дети с нарушениями фонематического восприятия испытывают трудности в следующих аспектах:Звуковое восприятие — они не могут различать сходные по звучанию звуки (например, [с] и [ш]).Произношение звуков — часто заменяют один звук другим или пропускают его (например, говорят «том» вместо «дом»).Обогащение словарного запаса — ограничено, так как ребенок не может различать сходные по звучанию слова.Грамматические ошибки — возникают из-за трудностей в распознавании окончаний и суффиксов слов.Сложности в обучении чтению и письму — такие дети часто испытывают трудности с развитием навыков чтения и письма из-за неспособности правильно слышать и воспроизводить звуковую составляющую слова.Методы развития фонематического восприятия.Работа над развитием фонематического восприятия строится на использовании специальных методов и упражнений. Основные подходы включают следующие:Игры на развитие слухового внимания и восприятия. В таких играх дети учатся различать звуки речи и выделять их из фонового шума. Например, логопед предлагает ребенку угадать звук (хлопок, стук, звон) и различить его от других.Игры на различение звуков. Логопед предлагает ребенку задания на определение правильного звука в слове, его место в слове (в начале, в середине или в конце). Пример игры — «Что изменилось?», где логопед говорит два похожих слова, а ребенок должен сказать, чем они отличаются (например, «дом» и «том»).Упражнения на звукоподражание. Логопед предлагает ребенку повторять звуки, учит подражать звукам природы или предметов, что развивает способность к тонкому слуховому восприятию.Артикуляционные игры. С помощью игр и упражнений, направленных на развитие моторики органов речи (языка, губ, челюсти), дети учатся правильно произносить звуки.Работа с графическими символами. Упражнения с использованием картинок, символов и букв позволяют ребенку ассоциировать звуки с их графическим представлением. Это способствует не только развитию фонематического восприятия, но и готовит ребенка к обучению чтению.Примеры игр и упражнений:«Найди звук» — логопед произносит ряд слов, а ребенок должен выделить слова с определенным звуком (например, «молоко», «машина», «мак», где все слова содержат звук [м]).«Кто как говорит?» — логопед предлагает ребенку подражать звукам животных или предметов (например, «собака — гав-гав», «поезд — ту-ту»), развивая его способность различать звуки.«Слушай и повторяй» — логопед произносит слоговые ряды (например, «ба-ба-ба», «па-па-па»), а ребенок должен повторить их, учась слышать разницу между звуками.«Какой звук лишний?» — логопед произносит ряд звуков, и один из них отличается от остальных, ребенок должен определить, какой звук не подходит.Роль логопеда в развитии фонематического восприятия.Работа логопеда по развитию фонематического восприятия предполагает системный подход и постепенное усложнение задач. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка и его уровень речевого развития. Кроме того, важно применять игровые и творческие методы, чтобы ребенок с удовольствием занимался и не испытывал стресса от коррекционных занятий.Заключение.Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями — это одна из важнейших задач логопедической работы. Правильное различение и воспроизведение звуков речи формирует основу для успешного овладения чтением, письмом и полноценным речевым общением. Использование игровых методов и систематическая работа логопеда помогают ребенку развить этот важный навык и предотвратить дальнейшие трудности в обучении и общении.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Малахова Л.И. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 600 - 604. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17918 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17918



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.