'
Павлова Е.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ *
Аннотация:
в работе описываются методические идеи и их использование на разных этапах урока для повышения и поддержания мотивации изучения химии.
Ключевые слова:
методические идеи, мотивация, химия
Двадцать первый век бросает вызов всему, что нас окружает. Стремительно меняется техника и технологии, и, чтобы успеть за головокружительными новинками, чтобы не чувствовать себя выброшенным за борт современной жизни, надо постоянно учиться. Обучение становится той универсальной категорией, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Поэтому учителю необходимо излучать свет, с помощью которого можно зажечь факел. В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Но все они, так или иначе, касаются тех постулатов, которые нам хорошо знакомы. Хочу поделиться с некоторыми идеями, с помощью которых педагог сможет внести изюминку в свой урок. Главная движущая сила дидактического процесса - мотивация. Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как «Удивляй!» Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса. На уроке учитель может завлечь интересным рассказом. В этих вопросах рассматривают парадоксальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения, например: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, часто не замечаем ее свойств» (по А. Гину). К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты: «Что произойдет, если ...?». В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.Перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение. Например, достижения химии в будущем: в медицине, в фармакологии, нанотехнологии и т.д. Или прием «Отсроченная загадка». В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом. В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой дом из бревен. Затем обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег перед толпой. После этого случая он очень разбогател. К концу занятия педагог может задать вопрос: «Попробуйте догадаться, что произошло?» (Крестьянин изобрел противопожарный раствор, пропитанное им дерево становилось огнестойким). В качестве основы для огнетушащих порошков используют фосфорно-аммонийные соли (моно-, диаммонийфосфаты, аммофос), карбонат и бикарбонат натрия и калия, хлориды натрия и калия и др. В качестве добавок — кремнийорганические соединения, аэросил, белую сажу, стеараты металлов, нефелин, тальк и др. Отрывки из художественных и научно-популярных произведений можно использовать на разных этапах урока и с разными целями: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала, на формирование мотивации.Начало урока — это, прежде всего, проверка домашнего задания и настраивание на получение новых знаний. Попробуйте проверять домашнее задание очень ответственно, но в несерьезной форме. Все дети любят играть, поэтому игровые моменты можно провести и в пятом, и в десятом классах. Для них это будет игра, а для нас — серьезные методические приемы, которые мы назовем несерьезно.Прием «ДА — НЕТ» - универсальная игра, которая очень нравится детям и делает их активными участниками урока. Учитель загадывает что-либо (природное явление, вещество, предмет, и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да», «нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Универсальность этого методического приема состоит в том, что его можно использовать и для организации отдыха, и для создания интригующей ситуации. Преимущество приема в том, что он учит систематизировать известную информацию, связывать отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. На уроке можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (объекта), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.Прием «Вместительная корзина». Этот методический прием очень кстати перед проведением тематического контроля, поскольку выполняет роль разминки. На листе бумаги дети рисуют корзину, на которой учитель предлагает написать термины по изученной теме (понятия, формулы и др.). Главное, чтобы «корзина» был заполнена доверху. Через некоторое время учитель останавливает игру и просит одного из учеников зачитать слова. Ученики зачеркивают названия, которые повторяются в их записях. Победителем окажется ученик, у которого больше других записано терминов, т. е. у которого наиболее вместительная корзина для знанийПрием «Слабое звено». Для того чтобы закрепить новую терминологию, можно применить игровой методический прием «Слабое звено». Учитель предлагает припомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин, второй — предыдущий и свой, третий — два предыдущих и свой и т. д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следующий не исправляет его, а говорит: «Слабое звено». На уроке тематического повторения и обобщения такие цепочки могут состоять из 20 и более слов.Прием «Видимо-невидимо». Ученики объединяются в несколько команд по пять-шесть человек. Учитель вывешивает на доске заранее изготовленный плакат, на котором разным цветом крупным и мелким шрифтом вдоль и поперек написано 15–20 слов (количество варьируется соответственно тематике). По истечении отведенного времени (40 с или 1 мин) плакат снимают, а команды записывают все слова, которые запомнили.Дети всегда радуются чему-то необычному. Если преподаватель начинает урок с какого-то сюрприза, интересного факта, события, с того, что может поразить, удивить, это сразу вызовет интерес и облегчит восприятие серьёзного материала. Предложу в помощь учителю несколько постулатов к уроку:Урок начинается с интереса ученика к предмету.Прежде, чем объяснить, обрадуйте!После того, как ученики заулыбались, заинтересуйте.После того, как заинтересовали, объясните, зачем это им нужно.Передавайте свое удивление и восхищение тем, что вы объясняете.Запоминается неожиданный пример и то, что можно использовать.Высший класс – когда ученик хочет переосмыслить вашу информацию и объяснить другим.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Павлова Е.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 609 - 613. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17920 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*