'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 91

Просмотры  19 просмотров

Пекменова А.В.

  


МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ *

  


Аннотация:
в работе представлены методы и приёмы работы с краеведческим материалом на уроках истории с целью повышения у обучающихся основной школы мотивации и интереса к истории родного края   

Ключевые слова:
краеведение, уроки истории, мотивация обучающихся, методика   


О роли изучения краеведения в школе написано и сказано очень много. Казалось бы, зачем в условиях современного школьного образования вновь возвращаться к этому вопросу? В рамках курса «История России» предусмотрено место для истории родного края. Каждый учитель об этом знает и работает с этим. Существует множество различной краеведческой литературы, богатые Интернет-ресурсы, которые расскажут ребенку о малой родине побольше любого учителя. И если школьнику это интересно, он и сам найдет, где и что почитать. А на уроках истории достаточно дать общее представление.К сожалению, подобные суждения встречаются в учительской практике. Причины их ясны и, в какой-то мере, даже уважительны. Нехватка времени в условиях большого объема и насыщенности школьного курса истории, подготовка к экзаменам, ВПР, а иногда и поверхностная осведомленность или неопытность самого педагога в краеведческой тематике.Имеет место и частое отсутствие интереса к краеведению у большой массы школьников. Связано это с целым рядом объективных условий. Высокий уровень школьной нагрузки у современных учеников, влияние гаджетов, отсутствие семейного интереса к историко-культурному наследию – все это делает ребят равнодушными к истории родного края. Не будем забывать и о роли глобальных процессов. На фоне развития общемировых тенденций и соответствующей психологии мышления затирается значение региональной истории и культуры.Но все перечисленное не только не освобождает от необходимости изучения краеведения в школе, но, напротив, придает этой дисциплине новое актуальное значение. Задача учителя сегодня прививать учащимся интерес к истории и культуре родного края в условиях массового отсутствия такового в семьях. Доносить ценность малой родины для исторического пути целых народов и больших стран, а также становления отдельной личности.Эти задачи тщательно осмыслены и сформулированы и в сфере государственной образовательной политики. Так, в Историко-культурном стандарте красной нитью проходит идея о формировании у учащихся уважительного отношения к культурным достижениям и традициям своего и других народов России [3, с.6]. Государственная программа ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы также подчёркивает важность особую важность создания условий для формирования у подрастающего поколения знаний о ключевых событиях из истории народов, населяющих России, чувства гордости за исторические и современные достижения. [2, с. 7]Таким образом, изучение краеведческого материала в школе обогащает кругозор и мышление школьников. История Отечества становится более живой многогранной, если рассматривается через призму истории регионов. История, связанная с окружающей ребят действительностью, усваивается ими намного прочнее. Краеведение помогает сформировать и общегражданские ценности: толерантность, уважение к этническому и конфессиональному разнообразию нашей страны, этнокультурная идентификация, осмысленные патриотические убеждения. В свете того, что одной из задач современного образования является подготовка потенциальных кадров для различных отраслей, краеведение принимает еще и прикладное значение. Знание и понимание родного региона – одна из основ деятельности будущих молодых специалистов. И если это «здание» строится личностью на протяжении всей жизни, то первые «кирпичики», безусловно, закладываются в школе.Молодой педагог, который только начинает свою учительскую деятельность, может сказать:– Я понимаю образовательную и воспитательную ценность краеведческого материала для учащихся? Но с чего начинать?В одной из Интернет-статей написано, что краеведение должно быть не просто школьной дисциплиной, а принципом обучения и воспитания на местном материале. [4] Это значит, что история родного края должна быть органично вплетена учителем в курс Истории Отечества. Это не может быть какой-то эпизодической тематикой. Необходимо выстраивать систему, когда на каждом уроке истории будет показываться связь с регионом.Какие шаги можно предпринять? После изучения темы можно взять за правило в конце урока делать «Краеведческую минутку», в которой коротко и интересно сообщать о том, что происходило в это же время в нашем регионе. В 6 классе это может делать учитель, приучая детей к самой форме. А с 7 класса можно задавать обучающимся индивидуальное задание – подготовить «Краеведческую минутку» в связи с определенной тематикой по истории России. В сильных классах можно практиковать описанный метод и раньше. Обычно в этом возрасте учащиеся с удовольствием выполняют подобные задания, особенно, если получают возможность самостоятельно подобрать интересные факты.Очень эффективными являются проверенные годами формы обучения – подготовка сообщений, круглые столы, уроки-конференции, где ученики индивидуально или в творческих группах могут презентовать тот или иной краеведческий материал. Здесь роль учителя особенно важна при подборе тематики и источников, а также при подготовке ребятами выступлений. Необходимо нацеливать учащихся на небольшие по времени, но продуманные и интересные выступления.Проектно-исследовательские работы представляют широкие возможности для изучения краеведения в классах постарше. При выборе тематики школьного исследования важно дать ученикам самостоятельно выбрать интересные им аспекты краеведения, при необходимости помогая оформить мысль в рамки определенной темы. Здесь важна консультативная помощь учителя. Данная форма работы может быть применена, прежде всего, во внеурочной деятельности. Но и на уроках истории, и на классных часах исследовательские проекты учащихся могут быть реализованы. Например, урок защиты проектов можно организовать в конце учебного года, предоставив тем самым ученикам длительный срок для подготовки.Еще один интересный прием – подготовка группами учащихся краеведческих газет. В идеале выпуск такой ученической газеты должен стать ежемесячным. С ребятами можно заранее обговорить рубрики. Важно руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Пусть это будет небольшая по объему, но качественно сделанная газета. Можно включить такие рубрики как: «Политические сводки», «Культурное наследие нашего края», «Сыны нашей малой родины», «Интересные факты» и т.д.Неплохо, если сам учитель будет готовить календарь памятных дат и имен родного края. Делать это можно раз в четверть и размещать в поле зрения учащихся. Подобная работа расширяет кругозор не только учеников, но и самого учителя, становясь с годами полезной привычкой узнавать новое из истории и современности родного региона.Но и конечно, следует отметить большую пользу применения ИКТ при изучении краеведения. На сегодняшний день неотъемлемой частью образовательного процесса стало создание учителями и обучающимися разного рода тематических презентаций. Нет необходимости рассуждать об их пользе. Презентации по краеведческой тематике помогут ученикам не только углубиться в региональный материал, но и творчески переосмыслить его. Конечно, хорошая информативная презентация может быть создана только при консультативной поддержке педагога.Учителю следует создавать банк цифровых ресурсов вообще и краеведческих в частности. Такой банк может включать в себя интересные статьи, изображения, исследования, наследие краевых творческих деятелей и прочие электронные ресурсы. Тематическая концептуальная подборка материалов может стать хорошей базой для разработки исследовательских работ учащихся.Современные цифровые ресурсы позволяют сделать изучение краеведения более разнообразным и интересным. Что может использовать в своей работе учитель? Хорошие возможности открывает работа с картами. Например, Яндекс. Карты – ресурс в котором можно не только изучать карты родной местности, но и создавать собственные. Ученики могут создать карту интересных памятников, тематических названий и т.д. Интересной работой может быть, например, создание карты с обозначениями улиц города или посёлка, названных в честь героев ВОВ.Учитель может использовать социальные сети для размещения интересных материалов, подготовленных учащимися. Сегодня у каждой школы есть страница в той или иной социальной сети. Ребята могут готовить краткие краеведческие сообщения, создавать подборки изображений и фотографий или даже писать авторские статьи и вести краеведческие рубрики.Наконец, в старших классах в качестве проектной деятельности может выступить виртуальная тематическая экскурсия по родному краю. Простор для выбора темы весьма широк. Эта непростая работа требует от учеников и учителя не только навыков работы с различными материалами, но и технических умений. А потому рациональнее организовывать подобные виды заданий в группах и на довольно длительный срок. Старшеклассники любят не только демонстрировать свои навыки в той или иной области, но и всегда охотно выступают со своими достижениями перед учащимися младших классов, что, безусловно, может быть использовано учителями для взаимного обучения ребят в урочной и внеурочной деятельности.Таким образом, современные возможности позволяют молодому учителю постепенно, пошагово реализовывать изучение краеведческого материала на уроках и в воспитательной деятельности. В данной статье продемонстрирован ряд идей и методов, которые показывают, что педагогу не следует воспринимать историю родного края как нечто необъятное и непостижимое. Рациональный, целесообразный и системный подход в изучении краеведения непременно даст результаты в виде живого интереса учеников к истории родного края и Отечества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пекменова А.В. МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 614 - 620. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17921 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17921



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.