'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 92

Просмотры  47 просмотров

Сангаджиева А.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА *

  


Аннотация:
в статье раскрываются основные проблемы отношения современных студентов к институту семьи и брака и представлен практический опыт решения данной проблемы в воспитательной работе Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова (КалмГУ).   

Ключевые слова:
студенческая семья, ценности семьи, воспитательная работа, семейные ценности, вуз   


Изменения социально-экономической, социокультурной ситуации в стране затронула все сферы жизни общества, в том числе и представления о семье. Семья сегодня не воспринимается современной молодежью как ценность, т.е. происходит девальвация семейных ценностей, что не способствуют укреплению семейно-брачных отношений. По мнению Т.К. Ростовской что изменение ценности семьи происходит на фоне «радикальных изменений социально-экономических условий и социокультурных ориентиров» [2].Изменение ситуации в преодолении отношения современной студенческой молодежи к семье как жизненной ценности во многом определяется интеграцией инновационных подходов в воспитательную работу вуза по формированию семейных ценностей как основы создания в будущем здоровой и благополучной семьи. Совершенно очевидно, что формирование семейных ценностей должно быть основано на конкретных исследованиях отношения студентов к браку и созданию семьи. Так исследования среди студентов КалмГУ показали, что большинство опрошенных студентов положительно относятся к созданию семьи на основе официального брака и планируют вступление в брак юноши в возрасте от 25 до 30, девушки - от 21 до 25, при этом, 28% студентов, допускают «гражданский (незарегистрированный) брак», при этом, к этому большинству относятся юноши. Как отмечается в исследованиях, что психологические мотивы выбора «гражданского брака» современными молодыми людьми связаны с их неготовностью к выполнению взаимных обязательств и ответственности. Это свидетельствует об отсутствии у студенческой молодежи позитивного отношения к браку, семейным ценностям как основы здоровой и благополучной семьи. Поэтому университет в своей воспитательной работе должен обратить внимание на формирования ценности семьи и семейных ценностей в молодежном сознании.В практике воспитательной работы российских университетов реализуются интересные инициативы по созданию семейных клубов и кружков, реализации курсов по психологии семьи и семейным отношениям, семейному праву, направленные на формирование семейных ценностей.В КалмГУ уделяется особое внимание студенческим семьям. На сегодняшний день обучается 246 молодых семей, поэтому университет старается поддерживать их в образовательном процессе, создавать систему гибкого обучения.Основные направления семейной политики КалмГУ отражены в Программе по поддержке студенческих семей Калмыцкого государственного университета. Программа направлена на реализацию первоочередных мер семейной политики университета в современных условиях и предусматривает создание системы поддержки студенческих семей в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций демографической ситуации в Республике Калмыкия, принятие социальных мер поддержки студенческих семей в период их обучения в университете.Этому способствует проведение традиционного мероприятия «В кругу семьи» со студентами, создавшими семьи в период обучения, где студенты делятся своей историей создания семьи, сохранения семейных традиций и обычаев, опытом решения семейных проблем. Объявленный в 2024 году «Год семьи» сопровождается проведением различных мероприятий, направленных на сохранение национальных традиций и обычаев в молодой семье, традиционных семейных ценностей, это творческий конкурс семейных историй «Мана орк-бул», в котором студенты представляют рассказы о своих традициях, увлечениях, путешествиях и об отношениях внутри семьи, это проведении акции «Сохраним традицию»! , направленная на привлечение внимания студентов к важности сохранения семейных ценностей и традиций в студенческих семьях, способствующих сохранению молодой семьи, предоставление возможности обмена рассказами о семейных традициях, фото с использованием хештега «Сохраним традицию». Во Всероссийском конкурсе для образовательных организаций «Помоги маме учиться» студенты университета представили проект "Игровой оазис" и получили грант на организацию работы комнаты временного пребывания детей студентов и преподавателей. Год семьи ознаменовался проведением юбилейного конкурса для студентов «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны…Сибирский период», посвященный 80-летию депортации калмыцкого народа, который направлен на патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов, укрепление семейных традиций, родственных связей посредством изучения истории своей семьи в разные периоды истории.Особо следует отметить эффективность создания семейных клубов и кружков, в которых студенты общаясь с другими семейными студентами, семьями преподавателей, могут получать ценный опыт семейной жизни. Учитывая увлечение студентов информационными технологиями, интересным будет создание онлайн-платформ и форумов для общения и поддержки студенческих семей, которые также расширят круг общения и позволят им делиться опытом, решать проблемы, получать информационную помощь. Как отмечает Ю.В. Жильцова, что «интеграция в традиционные формы образования инновационных могла бы способствовать формированию у студенческой молодежи семейных ценностей, что возможно в дальнейшем могло бы обеспечить развитие и функционирование сложного компонента в системе общечеловеческих ценностей «Вуз-студент-семья»» [1]. В связи с этим, сегодня необходимы новые подходы на отношения в системе «Вуз-студент-семья», переосмысление роли ВУЗа в жизни студентов, не только, как места профессионального обучения, но и стать образовательной средой формирования личности, ее нравственных и ценностных ориентиров.Считаю, что в подготовке студентов к семейной жизни большое внимание должно быть уделено традиционным семейным ценностям калмыцкого народа. Современная калмыцкая семья приобрела общероссийские черты и отражает современные этнокультурные процессы в нашей стране. Исследования современной калмыцкой семьи показывают, что сегодня многие семейные многовековые ценности семьи утрачиваются, основанные на традиционном воспитании, уважении к старшим, преодолению жизненных трудностей совместно с семьей, семейных обычаях. В связи с этим, воспитание у молодых людей традиционных семейных ценностей является основой для понимания семьи как ценности, как опоры для каждого члена семьи, наполняющей жизнь смыслом, познания семейного счастья и преодоления жизненных трудностей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сангаджиева А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 621 - 625. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17922 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17922



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.