'
Спирина Н.Х., Анафиева Э.Р.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – КАК ВИД ПОСТРОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ *
Аннотация:
в данной статье кратко описывается процесс моделирования, являющийся средством приобретения практического и теоретического материала учебных дисциплин, а также способы формирования письменной речи на уроках русского языка в начальных классах с помощью метода моделирования.
Ключевые слова:
моделирование, функции моделей, имитативный метод, коммуникативный метод, синтетический метод
В современном мире моделирование является одним из важных методов процесса обучения. Метод моделирования применяется во всех науках, на всех стадиях научного исследования. Данный метод позволяет изучение сложных понятий сводить к доступным понятиям для детального, всестороннего изучения предмета. [3]Моделирование – построение и изучение моделей исследуемого объекта.Для изучения объектов необходимо овладеть информацией об этих объектах, используя метод мысленного моделирования.Целью статьи является изучение особенностей процесса моделирования на уроках русского языка и способы формирование письменной речи с помощью метода моделирования.Моделирование является средством приобретения практического и теоретического материала учебных дисциплин.При использовании в процессе обучения метода моделирования учениками создаются модели и формируются знания о свойствах объектов. Таким образом, учащиеся начальных классов понимают факты, приближающиеся по содержанию к понятиям.В младшей школе в познавательном процессе модель может выступать элементом научной информации. Модель сложный объект обучения упрощает, тем самым делает его доступным для углубленного изучения. [2, с. 154]При применении метода моделирования в процессе обучения используют изучение отдельных элементов объекта и связей между ними, тем самым упрощая задачу изучения объекта и его свойств. Метод моделирования позволяет:– развивать мышление,– формировать восприятие мира,– вырабатывать универсальные учебные действия,– анализировать полученные знания и применять их на практике.Для успешного использования метода моделирования необходимо периодически применять модели в учебной деятельности, и при создании моделей брать за основу индивидуальное творчество учащихся.Основными объектами учебного моделирования являются формируемые у школьников умения и навыки, то есть учебные действия с заданными свойствами в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.Учебные модели бывают в виде алгоритмов, схем, таблиц, перфокарт.Модели позволяют проанализировать уровень знаний по изучаемой теме и уровень подготовленности учеников, запланировать содержание и стиль уроков. [4, с. 43]Метод моделирования характеризуется следующими функциями модели: теоретической, структурной, экспериментальной, конструктивной, описательной, трансляционной, измерительной, объяснительной, эвристической, интерпретаторской, коммуникативной и предсказательной. [6, с. 98]Теоретическая модель обладает самостоятельной теоретической ценностью. Она может давать начало новым областям научных знаний.Структурная функция моделей даёт характеристику взаимосвязям внутри изучаемого объекта. Она используется для поиска тех параметров, которые естественным методом измерить невозможно.Экспериментальная функция моделирования позволяет экспериментальными данными определять внутренние и внешние функциональные свойства, связи и зависимости между характеристиками системы объекта изучения.Конструктивная, проектирующая модель выступает исходной матрицей для создания нового объекта. По итогам испытания модели разрабатывается новое теоретическое знание.Описательная функция моделей позволяет описать, показать либо рассмотреть состояние реального изучаемого предмета в символической форме.Трансляционная функция модели заключается в способности переносить идеологические схемы, теоретические формы из одной предметной области знания в другую.Измерительная функция моделей выполняет операции по измерению реальных объектов, и описание измерений включает в абстрактную модель этого объекта.Объяснительная функция моделей объединяет и согласовывает отображённое воспроизведение изучаемого предмета, его систему с общей теорией данной области.Эвристическая функция моделей способствует появлению новых научных идей, зарождению творческих интуиций, выдвижению новых гипотез.Интерпретационная функция модели заключается в частичном объяснении теории и фактов объекта исследования.Коммуникативная функция моделей ретранслирует роль самих моделей в передаче полученных знаний об изучаемых предметах между участниками процесса обучения.Предсказательная функция моделей позволяет изучить поведение систем рассматриваемого предмета в новых условиях.На уроках русского языка с помощью метода моделирования реализовывается решение разнообразных задач. Схематическая модель позволяет структурировать изучаемую тему, найти причинно-следственные связи, систематизировать понятия, тем самым облегчить путь познания. [5, с. 65]Основной целью применения модели является совершенствование процесса приобретения знаний, организация самостоятельной деятельности учащихся по обучению способам получения необходимой учебной информации.По мнению М.Т. Баранова, письменная речь учеников младших классов на уроках русского языка развивается с помощью применения трёх групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. [1, с. 47]1. Имитативный метод (метод обучения по образцу) широко применяется в начальных классах. При помощи данного метода учеников подготавливают к работе с иными методами развития речи. Он состоит из различных видов, способов и типов работ на уроке:– разные типы изложений,– работа над предложениями,– работа с разными жанрами рассказов,– письменное сочинение,– работа с речь.2. В основе коммуникативных методов заложена теория речевой деятельности, анализ речевого акта. Коммуникативные методы рассматривают все ступени анализа речевого акта – и ситуативную ступень, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Данные методы состоят следующих приемов, средств обучения, типов упражнений:– создание речевых ситуаций,– выбор речевых ситуаций из жизненных примеров,– разнообразные виды деятельности, способствующие росту потребности в высказывании,– создание различных воображаемых, сказочных сюжетов.3. Синтетический метод конструирования, связанный с имитативными и коммуникативными методами. В процессе обучения ученики моделируют и анализируют текст, затем конструируют его по собственным моделям.Конструирование обеспечивает мотивацию речи учеников, определяет личностные и социальные функции речи.Метод конструирования текста состоит из разнообразных приемов и типов речевых упражнений, распределённых по следующим этапам:– словарная работа, развивающая способность учеников находить значение слов,– работа со словосочетаниями,– многообразные виды работ по составление предложений.– работы по выполнению теоретических упражнений с текстом.Таким образом, можно выделить следующее:1. Моделирование является средством исследования изучаемой системы путём замещения её на более подходящую с практической стороны, доступную для изучения модель, сохраняющей важные для исследования свойства объекта.Процесс моделирования – это создание и изучение учебной модели с целью приобретения новых знаний об изучаемом объекте,2. Для педагогов моделирование является инструментом прогнозирования, наблюдения, оценивания и построения учебного процесса.Для учеников моделирование является многофункциональным, универсальным инструментом познавательной деятельности.В процессе учебной деятельности моделирование становится методом обучения при условии целенаправленного и постоянного применения его на уроках.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Спирина Н.Х., Анафиева Э.Р. МОДЕЛИРОВАНИЕ – КАК ВИД ПОСТРОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 626 - 632. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17923 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*