'
Спирина Н.Х., Анафиева Э.Р.
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ПОНИМАНИЕ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ *
Аннотация:
в данной статье описывается способ формирования у учеников начальных классов знаний по русскому языку, ключевых компетенций и понимание общей системы мира с помощью метода моделирования, а также рассмотрение специфики процесса моделирования на уроках.
Ключевые слова:
моделирование, модель, схема, конструирование, схема–опора, компакт, крок
Моделирование является методом поиска и анализа реальности, позволяющим целостно представить изучаемый объект.Метод моделирования позволяет на протяжении всей учебной деятельности мотивировать и поддерживать познавательный интерес и умственную активность учащихся на достаточно высоком уровне.Процесс моделирования – это создание и изучение учебной модели с целью приобретения новых знаний об изучаемом объекте.Для педагогов моделирование является инструментом прогнозирования, наблюдения, оценивания и построения учебного процесса. Для учеников моделирование является многофункциональным, универсальным инструментом познавательной деятельности. [3]Применение метода моделирования способствует целостному восприятию любой отдельно взятой системы, концепции, закономерности, разнообразных идеологических категорий, научных процессов и понятий, так как моделирование является методом изучения действительности, исследования реальности. [9, с. 15]Целью статьи является познание специфики процесса моделирования на уроках русского языка и рассмотрение способов формирования письменной речи с помощью метода моделирования.В основу метода моделирования заложен принцип замещения. Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Ученики младших классов в процессе обучения реальный объект заменяют иным объектом, изображением или символом, схемой данного объекта.Не только точные науки можно изучать с применением моделей. В процессе познания гуманитарных наук, в том числе – русского языка, при помощи моделирования решаются различные задачи. [5, с. 27]Использование модели при изучении русского языка облегчает процесс познания и позволяет представить систему образов и явлений как единое целое, так как применение данного метода тесно связано с разбором большого количества теоретических понятий, с освоением множества тем. Изучаемый материал необходимо упорядочивать, структурировать, находить причинно-следственные связи.Модель является системой суммированных представлений о процессе происходящих явлений в природе. Модель легко видоизменяется, преобразовывается.В отличие от модели, схема является наглядным пособием к объяснению изучаемого материала, иллюстрацией отдельных категорий знаний. [2, с. 67]Процесс конструирования, как неразрывная часть моделирования, помогает рассмотреть влияние разнообразных взаимоположений элементов, частей и предметов изучаемого материала.В педагогическом процессе изучения русского языка метод моделирования на уроках применяли следующие учёные-педагоги:1. В. Ф. Шаталов применял методику системы педагогической практики, включающую в себя одну из шести подсистем: «Приёмы и способы использования опорных сигналов», «Опорные конспекты». [8, с. 206]Опорные сигналы призваны были выполнять ряд функций:– последовательно раскрывать смысл темы,– на этапе первичного объяснения изучаемой темы осуществлять обратную связь,– сокращать процесс вовлечения учеников к учебному процессу,– расширять объём изученного материала,– расширять кругозор,– приучать детей к работе с методом моделирования.Применение опорных конспектов позволяет лаконично, целесообразно распределять учебное время, соединяя разнообразные виды учебной деятельности в одно целое, выделяя основной этап урока. Тем самым повышается уровень логического мышления учащихся, способность находить проблему урока и работать над ней.2. Валерий Алексеевич Бухвалов разработал активно используемую в процессе обучения технологию моделирования, развивающую теоретическое мышление учеников. [1, с. 40]В процессе изучения русского языка использование метода моделирования облегчает процесс освоения морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса и пунктуации, так как применение данного метода помогает обойти проблемы, связанные с путаницей понятий, явлений, признаков изучаемого предмета.Для того чтобы использование метода моделирования на уроках русского языка в начальных классах было максимально эффективным, необходимо следующее:– во-первых, систематически постоянно использовать модели,– во-вторых, мотивировать индивидуальную творческую деятельность учеников в процессе создания моделей.Рассмотрим модель «Удвоенные согласные в корне».Точка, помещённая в квадратные скобки, показывает, что удвоенные согласные обозначают один звук. Периодически процесс моделирования сопровождается конструированием, например, подбором слов по составленной модели. Модели составляются как к орфограммам, так и к орфографическим правилам. Тем самым данные модели упрощают анализ языкового материала.Ученики четвёртых классов самостоятельнее участвуют в процессе построения моделей, чем ученики третьих классов. [7, с. 120]Например, при изучении раздела русского языка «Синтаксис», в частности вводных слов используется лекция-визуализация с содержанием образной формы: рисунок, график, модель, «немая» схема. По окончании лекции, учащиеся наполняют содержанием предложенную знаковую систему, приводят языковые примеры. [4, с. 43]Применение метода моделирования с использованием «немой» схемы «вводные слова» включает такие приёмы, как:– «схема–опора» — модель изучаемого языкового материала, изображения его устройств, главных черт, взаимоотношения частей. Данный вид модели эффективнее применять на уроках первичного усвоения изучаемого материала,– «компакт» — модель, образованная от опоры сюжетной картинки, либо от разнообразных интерпретаций данной картинки. Даная модель способствует отображению изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного. Работа с подобной моделью позволяет педагогу обнаруживать не только знание учеником пройденного материала, но и понимание характера связей и отношений между ними. Ученики осознают целостную картину изучаемой темы,– «крок» — является «послесловием» к уроку первичного усвоения материала. Представляет из себя составление схемы маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти. Данный вид работы является рефлексией деятельности учащихся. Она помогает формировать учебно-познавательную компетентность,– «учебный клип» — своеобразное «склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке – творческом зачёте. В качестве кадров клипа могут выступать все перечисленные ранее средства наглядности или написанные в ходе изучения темы мини-сочинения, а также опорный конспект с дополнениями ученика.Применение подобных приёмов в процессе обучения позволяют каждому ученику самостоятельно осознать систему закономерностей, существующую в русском языке.Созданные на уроках модели фиксируют теоретическое понятие изучаемого предмета в знаковой форме. Ученики словесно определяют изучаемое понятие и проектируют способ возможных действий с ним.Систематическое применение в учебной деятельности алгоритма: «анализ изучаемого материала – построение модели – устное определение понятия – планирование способа действий с понятием» содействует значительному повышению эффективности обучения. [6, с. 68]Метод моделирования способствует:– успешному развитию абстрактного и логического мышления у учеников,– формированию целостной картине мира познаний,– вырабатыванию необходимого комплекта универсальных учебных действий.Осознавая для каких целей полученные знания необходимы, понимая сферу и метод применения полученных знаний, ученики приобретают способность грамотно применять их на практике.Таким образом, можно выделить следующее:1. Моделирование является весьма эффективным средством наглядности. Создание наглядных обобщенных образов наиболее существенных свойств изучаемых объектов возможно лишь с помощью моделей этих объектов. Моделирование даёт возможность создать наглядные образы идеальных объектов, понятий, а также образы деятельности и действий по изучению этих объектов.2. Применение метода моделирования на уроках русского языка в начальных классах позволяет педагогу доступно объяснять изучаемую тему, приучать детей к самостоятельной работе, более эффективно отрабатывать навыки и умения учеников, углубленно проверять полученные знания, готовить учащихся к экзаменационной работе, анализировать полученный результат. Таким образом, появляется возможность выявлять слабые места в понимании материала и стимулировать к более глубокому его изучению.3. В целях экономии учебного времени, повышения общей успеваемости учеников необходимо во время учебного процесса применять опорные конспекты, позволяющие излагать изучаемый материал большими блоками.4. Понятие «моделирование» включает в себя процесс конструирования моделей, многообразных копий педагогических процессов обучения, воспроизведение объектов и явлений. Для схематического изображения изучаемых систем, предметов, тем используют моделирование. Модель позволяет воссоздавать немаловажные, главные свойства оригинала объекта изучения. Но также, модель преобразовывает свойства оригинала объекта изучения, тем самым в процессе обучения помогает учащимся более успешно приобретать новую информацию об этом объекте.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Спирина Н.Х., Анафиева Э.Р. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ПОНИМАНИЕ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 633 - 640. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17924 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*