'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 96

Просмотры  10 просмотров

Чупанова З.С.

  


ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС *

  


Аннотация:
в данной статье изложено авторское понимание проблем географического образования в школе. Рассматривается роль и необходимость географии в системе школьных дисциплин в условиях ФГОС, ведь одной из ключевых позиций в модернизации российского образования является внедрение в образовательную деятельность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В условиях введения ФГОС, предъявляются новые требования к результатам образовательной деятельности, которые диктуют содержание и результаты современного урока. Несомненно, важную роль играет выбор педагогической технологии. Проблема использования современных педагогических технологий в образовательной практике получило широкое толкование в научной литературе.   

Ключевые слова:
география, школа, ФГОС   


В настоящее время, в системе школьного образования происходят большие видоизменения, для этого нам необходим поиск новых педагогических технологий обучения. Прежние методы обучения устаревают, отходят на второй план, все меньше и меньше срабатывают, современному педагогу нужно находить новые творческие подходы в преподавании и обучении. Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться, учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат при условиях серьезной подготовки и активности, и учеников, и самого учителя. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, прописан ход игры, предложены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов игры. Наиболее эффективны в применении на практике виды ролевых игр: 1) представление в лицах (инсценировка) какой-либо истории, описанной в литературе, (например, известная в области охраны природы история создания природных заповедников в Казахстане), 2) выход за пределы реально происходящей истории (например, определение последствий вырубки лесозащитных полос для животного мира Казахстана, 3) разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с решением конкретного вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка, 4) имитирование действий для решения экологических проблем. В ходе использования учебно-игровой технологии на практике мне удалось выделить некоторые особенности в проведении данной технологии такие как: активность, доступность, занимательность, соревновательность, мотивацию на уроках географии. [10].Так, одной из ключевых позиций в модернизации российского образования является внедрение в образовательную деятельность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.В условиях введения ФГОС, предъявляются новые требования к результатам образовательной деятельности, которые диктуют содержание и результаты современного урока. Несомненно, важную роль играет выбор педагогической технологии. Проблема использования современных педагогических технологий в образовательной практике получило широкое толкование в научной литературе [2]. Современный урок, это не только усвоение обучающимися определенных знаний, но и развитие личности, формирование универсальных учебных действий. Современная наука уделяет большое внимание использованию современных педагогических технологий, в том числе, в изучении географии.Предмет «География» имеет большие возможности для применения современных педагогических технологий. Обеспечение личностной направленности, дифференциации, вариативности и индивидуализации образования являются социально педагогической сутью изменений, происходящих в ходе модернизации образования. Данные преобразования являются ответом на требования современного общества раскрыть индивидуальные способности и сформировать социально и профессионально компетентную личность на максимально высоком уровне. В соответствии со стратегией развития российского образования, отраженной в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года [6] и в Федеральной целевой программе развития образования определены цели общего образования и подчеркнута необходимость 26 ориентирования образования, на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).Метод обучения – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения.Учителю географии, как и любому другому, важно уметь формировать знания, контролировать учебный процесс, совершенствоваться и идти в ногу с современными методами и технологиями обучения. Для этого нужно заниматься самообразованием и проходить курсы повышения квалификации. Учитель должен уметь создать условия для успешного обучения учеников в любом возврате. Сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. Такой результат возможен, когда отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, конструктивную критику и взаимопомощь. Но в современных реалиях учитель должен также подстраиваться под новую информацию из новостей, статей и научных фильмов. Преподавание географии должно во всех отношениях соответствовать методологии географических наук. Учитель не может стать тем, кого юморист назвал «тем, кто знает почти все, но почти ни о чем». Характер преподавания и круг вопросов, которые будут задавать учителю, обязывают его обладать географической культурой, которая охватывает большинство основных вопросов нашей дисциплины. Именно на основе просвещенной концепции этой дисциплины должны быть определены роль и подготовка учителя географии на уровне средней школы. Педагог должен овладеть самыми разнообразными навыками, чтобы быть компетентным в своей сфере. Посредством удобной классификации трех видов изучения, по имеющемуся материалу, автор выделяет различные дидактические приёмы, которые, хотя вовсе не новые, все еще весьма актуальны.Существенным элементом становления учителя географии, очевидно, является приобретение географических знаний. Он должен иметь как можно более широкую географическую культуру и осознавать, что его роль, как учителя, будет заключаться в передаче этой культуры другим. Таким образом, его интересы будут в некоторой степени отличаться от интересов узкоспециализированного исследователя. Обычно говорят, что исследования опережают обучение. Это правда, но нужно также сказать, что существует необходимая задержка между преподаванием нового материала и научным открытием, и эта задержка происходит из-за длительного времени, уходящего на проверку и классификацию новых данных. Поэтому учитель должен передавать знания детям как о том, что давно известно, проверено и принято, так и о новейших открытиях, а главное подтвержденных. Освоение методики работы — это задача, которую необходимо распределить на все годы образования. Методы прямого наблюдения важны как для учителя, так и для ученика. Анализировать и правильно интерпретировать ландшафт, описывать формы, определять географические факты, объяснять интеграцию географических элементов, грамотно обученный учитель географии должен делать все это и хорошо, если впоследствии он хочет организовать экскурсии своим ученикам, для наглядного примера, что является эффективным. Не менее интересны и познавательны косвенные методы обучения: умение читать карту, интерпретировать фотографию, анализировать фильм, представляющий географический интерес.основной приоритет при выборе модели обучения, принадлежит тем моделям, которые направлены на воспитание личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и особенностей. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, как на уровне традиционной методики, так и на следующем, технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. Этот результат проявляется во время оценки качества подготовки учащихся по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая, опираясь на лучшие традиции педагогики, учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.Методы и формы обучения должны быть не только разнообразными, но и соответствовать конкретной теме, этапу, фрагменту урока, возрасту учеников и особенностям класса. Вопросы и задания подать так, чтобы каждый ученик имел возможность достичь своего успеха, ощущал себя комфортно на своем месте.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чупанова З.С. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 645 - 651. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17926 (дата обращения: 08.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17926



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.