'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (79) том 3
  4. Научная статья № 97

Просмотры  29 просмотров

Чупанова З.С.

  


ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности использования информационных технологий в преподавании географии. Информационные технологии в образовании – один из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день, Использование информационных технологий способны существенно углубить содержание материала, оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении географического материала.   

Ключевые слова:
интернет, ИКТ, география, школа   


При преподавании естественных предметов, в том числе географии, большое значение имеет развитие умения совершенствовать теоретические методологические и методические навыки учащихся посредством эффективного использования компьютерных педагогических программных средств, информационно-образовательной среды. Изменения в системе российского образования диктуют нам новые подходы в преподавании географии. В связи с информационной грамотностью современных школьников и огромным количеством материала по всем предметам, существует множество проблем, связанных с мотивацией обучающихся. Выбор остановлен на педагогических технологиях на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности обучающихся в образовательной деятельности является одним из приоритетных в педагогике. Обучающиеся становятся не пассивными слушателями, а активными участниками образовательной деятельности. Активные методы обучения включают в себя достаточно широкий круг различных технологий, поэтому были выбраны лишь некоторых из них, которые будем использовать в своей педагогической деятельности.В мире на основе компетентного подхода в процессе обучения географии уделяется большое внимание естественно-научной грамотности учащихся, используя возможности современных педагогических и информационных технологий для повышения качества и эффективности образования.В международном масштабе научно-исследовательские работы, направленные на повышение качества и эффективности географического образования, проводятся на принципах современного развития и совершенствования инновационных технологий, дидактических материалов, механизмов продвижения информационных технологий.Отдельным пунктом выделим новые информационные технологии или, как их принято называть, информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий и мультимедиа является одним из направлений модернизации системы географического образования. Важнейшим результатом реализации Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий. Это, прежде всего, обусловлено потребностями современного общества.Под информационной технологией (ИТ) в широком смысле понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Термин «информационные технологии» впервые ввел академик В.М. Глушков, подразумевая под этим термином процессы, связанные с переработкой информации с помощью электронно-вычислительной техники [9].Учебно-воспитательный процесс повышения качества жизни в общеобразовательных школах представляет собой системный, масштабный и многообразный процесс, в котором инновационная методика обучения обязана дать свои результаты.Информационные технологии в образовании – один из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями [4].Учебный предмет «География», является очень емким и плодотворным для реализации современных образовательных технологий. Он вносит огромный вклад в формирование у обучающихся УУД. Применение ИКТ на уроках географии обусловлено тем, что оно не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся. Уход от стандартного мышления и стереотипа действий, это, прежде всего, помогает повысить мотивацию у обучающихся, сочетание применения ИКТ с традиционными и инновационными технологиями помогает развить у детей систематическое, образное и логическое мышление, - активизируют познавательную деятельность обучающихся, развитие мышления и развитие мышления и творческих способностей, формирование активной жизненной позиции,Виды компьютерных программ, в зависимости от дидактической цели делятся на: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, справочно-информационные и мультимедиа-учебники.Специфика предмета географии заключается в том, что она содержит очень большой объем материала. Его невозможно полностью вложить в учебник. Объем информации увеличивается с каждым годом. Для того чтобы учитель мог качественно подготовиться к уроку, ему необходимо переработать огромный объем информации, из учебника, энциклопедии, журналов и других источников. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество времени, которое учитель тратит на подготовку к уроку. Применение ИКТ на уроках географии имеет ряд положительных моментов: 1. Экономия времени. 2. Многосторонняя и комплексная проверка знаний обучающихся. 3. Повышение мотивации у обучающихся. 4. Проведение урока на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. 5. Рационально организовывать время на уроке.В данной работе проведен обзор тех компьютерных программ, которые активно применяется на уроках. Первая программа, на которой необходимо остановиться – это программа создания презентаций Power Point. Презентации очень удобно использовать на уроках изучения нового материала. Они в яркой и доступной форме представляют теоретический материал. Целесообразно применять презентации на уроках систематизации и обобщения знаний. В Интернете богатый выбор готовых презентаций. Использование презентации целесообразно в совокупности с другими современными педагогическими технологиями. Использование презентаций имеет ряд преимуществ: усвоение и систематизация базовых знаний по предмету, формирование навыков самоконтроля, формирование мотивации к обучению и оказание учебно-методической помощи в работе над учебным материалом. По способу изложения презентации делятся на два вида:Линейные презентации. В таком типе представления материала слайды логически сменяют друг друга. С помощью таких презентаций очень удобно представлять материал.Второй тип презентации – нелинейные или интерактивные. Этот тип презентаций зачастую предназначен для самостоятельного изучения материала ребенком. Как правило, в них присутствует оглавление с гиперссылками, а также задания для самостоятельного выполнения, они сопровождаются обратной связью.Недостатки: неорганизованная работа некоторых обучающихся, разные интеллектуальные способности обучающихся, и как следствие, разная скорость работы с материалом, здоровье обучающихся [2]. Следующим средством, повышающим эффективность урока, является интерактивная доска. Программа Notebook, а также средства интерактивной доски SMART Board, и интерактивных средств Lessons Activity Toolkit.Они позволяют готовиться к урокам дома или на любом компьютере, не привязанном к конкретному интерактивному устройству, а запустить готовый продукт можно впоследствии на любой доске. Представление информации можно сделать увлекательным и динамичным. Интерактивная доска применяет различные стили обучения: кинестетические, визуальные, слуховые, тем самым, обеспечивая живое взаимодействие педагога и ученика и постоянный обмен информацией между ними.Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, он обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянную связь с классом [9]. Педагог получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - показывать слайды, видео, выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока в компьютере для дальнейшего просмотра, анализа, использования и редактирования. При использовании интерактивной доски появилась возможность на каждом уроке представлять картографические материалы.Для проверки знаний обучающихся в своей работе также можно использовать различные программы для создания тестов: Google-тест и LearningApps. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить качество образования, улучшить усвоение учебного материала. Но остается актуальным вопрос сохранения здоровья обучающихся (как физического, так и психологического).Невозможно представить кабинет географии без наглядных пособий. Главное место, среди которых, бесспорно занимают карты. Демонстрационные возможности традиционных карт позволяют существенно расширить интерактивные карты. Применение этих карт подразумевает использование интерактивной доски. Они позволят сделать урок более эффективным и увлекательным. На данный момент существует более 60 электронных географических карт по самым разным темам (карты материков и океанов, карты России и мировые).При работе с электронной картой можно приближать выбранные участки, для более детального их изучения. Можно выделять интересующие объекты.Убирать условные знаки или добавлять новые. На некоторые карты есть привязка иллюстративного и текстового материала [4].После использования технических средств обучения, которые связанны со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для 54 профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.Применение средств информационно-коммуникационных технологий в системе российского образования, направлено на совершенствование существующих современных педагогических технологий обучения. При их совместном применении урок становится более наглядным и увлекательным. Они являются эффективным средством повышения познавательного интереса обучающихся. Использование информационной технологий при преподавании естественных предметов, в частности географии, считается эффективным по сравнению с другими предметами. Причина в том, что предмет география – это предмет, который учит географическому расположению растений, строению поверхности Земли, ее климату, ее природным ресурсам, знаниям о море, реке, острове и озере, приобретению навыков и научного опыта, а также является предметом изучающие экологические проблемы.Использования информационных технологии в преподавании географии:•формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения,•повышают интенсивность обучения,•позволяют достигнуть индивидуализации обучения,•обеспечивают объективность оценивания результатов,•увеличивают долю самостоятельной работы.Таким образом, использование информационных технологий в преподавании географии способны существенно углубить содержание материала, оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении географического материала.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чупанова З.С. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 652 - 658. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17927 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/17927



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.