'
Шахбанова З.Г.
АРАБОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДАГЕСТАНА (Х-XIX ВВ.) *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются проблемы становления и развития арабоязычной литературы Дагестана, ее влияние на литературу народов Дагестана и всего Кавказа в целом. Дагестан - населенная множеством народов, с одной стороны, сохранила свой исконный этнокультурный характер, а другой стороны, породила замечательную арабоязычную культуру, лучшие образцы которой знамениты не только на Северном Кавказе, но и во всем мусульманском мире. В особенности, среди образованного сословия мусульман в различных странах широкую известность приобрели дагестанские богословы и правоведы.
Ключевые слова:
арабоязычная литература, Кавказ, Дагестан
Дагестан - населенная множеством народов, с одной стороны, сохранила свой исконный этнокультурный характер, а другой стороны, породила замечательную арабоязычную культуру, лучшие образцы которой знамениты не только на Северном Кавказе, но и во всем мусульманском мире. В особенности, среди образованного сословия мусульман в различных странах широкую известность приобрели дагестанские богословы и правоведы.Обе линии развития словесного творчества дагестанцев, арабоязычная и местная, хотя и отличались друг от друга, все же взаимодействовали весьма тесно. В связи с этим весьма актуальным представляется вопрос о том, каким образом традиции арабской литературы проявлялись в литературном творчестве дагестанских писателей. Вопросы влияния арабоязычной культуры и, в частности, литературы на процесс зарождения и формирования дореволюционной дагестанской литературы оставались долгое время неизученными. Некоторые литературоведы в той или иной степени касались этого вопроса, но они все это обобщали как влияние ближневосточной культуры в целом. Отрицался также наличие у народов Дагестана самобытной литературы, уходящей в глубь веков, относящейся к периоду существования Кавказской Албании, которая бытовала до начала покорения Дагестана арабо-мусульманскими завоевателями.Изучая культуру арабов, народы Дагестана знакомились с культурой других народов через арабскую. Взаимодействие и взаимовлияние культур объясняется, прежде всего, наличием исторических предпосылок для соприкосновения и общения народов. Такие исторические предпосылки имели место в дагестанской действительности. Вместе с исламом жители края приняли весь комплекс идеологических институтов, связанные с ним.Арабские завоеватели оказали огромное влияние на все области жизни Дагестана, особенно в области культуры.Арабская художественная литература проникла в Дагестан в период упадка общеарабской культуры. С конца XVI - начала XVII вв. начинается развитие местной художественной литературы на арабском языке. Она выросла на родной почве и отражала историю и быт Дагестана. Хотя произведения дагестанских авторов этой эпохи не вошли в сокровищницу мировой литературы, они были довольно значительными, в них ярко выражен местный колорит, оригинальны приемы, язык зачастую сжат и выразителен, они написаны, по отзыву И.Ю. Крачковского, «нередко с большой резкостью и силой, которая напоминает нам лучшие образцы классической эпохи арабской литературы».В дагестанской литературе на арабском языке ХVIII-ХIХ вв. ясно прослеживаются два основных направления.Первое из них - религиозно-клерикальное, сформировавшееся под сильным влиянием религиозной арабской литературы.Представители это направления разрабатывают традиционные темы и мотивы, трактуя их в духе мистических идей. Зачинателями его в Дагестане являются Али Кумухский (ум. 1448) и Али Багдадский (ум. 1613).В ХVIII-ХIХ вв. это направление представляют Малламухаммед Kaтpyxcкий, Шабан Ободинский (ХVIII в.), Акамирза Каганский, Дибиркади Хунзахский (ХIХ в.) и другие.Одновременно с религиозно-клерикальным направлением, в тесном взаимодействии с ним, возникает и развивается иное направление, представленное творчеством и отдельными произведениями тех поэтов, в чьих творениях мы находим отклики на реальные исторические события. Они стремятся к постановке насущных социально-политических проблем. Эта литература несет на себе черты национального своеобразия. Наиболее характерные жанры ее - насиб, мадх, заманийат, хиджа и др.Представителями этого направления являются Саид Араканский, Хаджи-Мухаммед Согратлинский, Абд ал-Латиф Доногоно, Йусуф Аксайский, Мирза Али Ахтынский, шейх Амир Кумухский, Хасан Алкадарский, Имаммухаммед Гигатлинский.Новый период дагестанской арабоязычной литературы начинается в начале XX в., когда последняя испытала на себе воздействие исторических перемен. В этом отношении 1905 г. можно считать поворотным - он открывает новый период арабоязычной литературы в Дагестане. Эта эпоха ознаменовалась, прежде всего, расширением литературных и идеологических связей дагестанской литературы на арабском языке, новыми культурными контактами, широким ознакомлением с печатными произведениями российских мусульман, в первую очередь на татарском языке, а также с произведениями египетских и сирийских авторов.Меняется облик, тип самого поэта. Как правило, теперь это алим-поэт, знакомый с произведениями и идеями образованных людей в других мусульманских странах. Это повлекло за собой художественное и жанровое обогащение литературы.Развитие арабоязычной литературы в Дагестане прекращается с распространением письменности на родных языках, когда уже исчезает нужда в арабском языке как своеобразном средстве межнационального письменного общения.Характер дагестанской литературы на арабском языке М.-С.Дж. Саидов оценивает так: «Развиваясь как литература провинциальная, она имеет большое значение для науки Дагестана - как исторический источник и интересный литературоведческий материал, - и для общей арабистики, так как дает возможность представить ясную картину развития одной из боковых ветвей арабской литературы».
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Шахбанова З.Г. АРАБОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДАГЕСТАНА (Х-XIX ВВ.) // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 659 - 663. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17928 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*