'
Шахбанова З.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ *
Аннотация:
данная статья посвящена вопросам формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка через проектно-исследовательскую деятельность. В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции.
Ключевые слова:
русский язык, урок, школа
В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от центрически-знаниевского подхода к потребностно-личностному (личностно-смысловому) овладению языком. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося.Анализ состояния преподавания русского языка, литературы и риторики показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике - один из путей решения данной проблемы.Повышение качества обучения, в частности качества обучения школьников, является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики в связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, разработки авторских программ, форм и методов работы с учащимися. В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение русскому языку ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Другими словами, обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития", которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию [Александрова, 2006: 5 ].Коммуникативные компетенции отслеживаются на уроках русского языка, литературы, риторики в 6-м классе. (Образовательная программа "Школа-2100"). Авторы программы "Школа-2100" предлагают технологию проблемного обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний: учащиеся сами формулируют цели урока, определяют проблему и вместе с учителем ищут пути решения проблемы. Особый подход к развитию связной устной и письменной речи в данной программе состоит в том, что авторы исходят из того, что нельзя "развивать речь вообще", а следует сосредоточиться в каждом классе на определенных разновидностях устной и письменной речи. Они считают, что в 6 классе по теме "Развитие речи" необходимо:знать: 1. понятие текста и его структуры, 2.понятие стиля, виды стилей и их особенности, 3.способы и средства связи предложений в тексте, 4. определение абзаца и знание его функций, 5. понятие стилистической окраски слова и его текстообразующей функции, 6. определение диалога и монолога, 7. способы передачи чужой речи, 8. определение прямой и косвенной речи, 9. особенности строения делового повествования.уметь : 1. владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи, 2. читать тексты изучающим чтением, владеть отдельнымиприемами ознакомительного чтения, выделять в тексте ключевые слова, ставить вопросы к тексту, составлять план текста, составлять устный развернутый ответ и пересказ текста, делать сообщение на лингвистическую тему, писать изложение научно-учебного текста,, писать сочинение-повествевание на лингвистическую тему, отвечать на вопросы учебника, вести диалог, владеть этикетными средствами языка, описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка, определять свои коммуникативные удачи (неудачи), формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение, ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат, анализировать, оценивать, аргументировать свой ответ, создавать собственные тексты, редактировать текст, пересказывать текст, устной художественной речи, определять художественный стиль речи, различать широкие и узкие темы, читать тексты изучающим чтением, выполнять задания к свободным диктантам, к изложениям, писать аннотацию и отзыв, находить и устранять повторы - недочеты, использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций .Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.Использование инновационных технологий на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, но и чувствовать собственную ответственность за результат.
Номер журнала Вестник науки №10 (79) том 3
Ссылка для цитирования:
Шахбанова З.Г. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №10 (79) том 3. С. 664 - 669. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/17929 (дата обращения: 08.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*